МКОУ СОШ с. Сергеевка

Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников... Н.И. Пирогов

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер

Рабочая программа по окружающему миру на 2013-2014 учебный год

для учащихся 1 «А» класса

учитель: Воденикова Г. Н.

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с:

1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 06 октября 2009г.№373 и учебным планом образовательного учреждения.

2. С примерными программами по учебным предметам. Начальная школа в 2 ч. М.:Просвещение, 2011г.

3. На основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой (система развивающего обучения Л. В. Занкова)

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта для начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения (Л.В.Занкова).

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве  и взаимопроникновения.

Курс интегрированный, основу которого составляют «Естествознание» и «Обществознание».

Цель курса: ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня.

Очевидно, что представление знаний о природе, человеке и обществе в их взаимосвязях расширяет не только развивающие и образовательные возможности курса, но и его воспитательные возможности. Через изучение процессов общественной жизни происходит социализация ребёнка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции.

Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа – это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребёнком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времён до наших дней. Она даётся  в самом общем виде в форме рисунков.

Программа построена  по принципу «дифференциации, т.е. расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В.Занков, Обучение и развитие. С.101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далёкого и близкого конкретизирует это далёкое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2)

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедшие в историческую память народа.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», даёт возможность каждому ребёнку найти сферу своих интересов. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно т творчески оперировать имеющимися знаниями, в том числе самоанализ и самоконтроль как необходимые качества личности, составляющие способность к саморазвитию.

Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Таким образом, всеми своими средствами курс создаёт условия для общего развития школьников, воспитания гражданина России.

Задачи:

· формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

· на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

· в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;

· формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;

· воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.

Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу первого класса:

Обучающиеся должны

ü иметь представление о следующих связях:

- между живой и неживой природой;

- между деятельностью человека и состоянием природы;

ü иметь представление о следующих явлениях и объектах:

- о значении Солнца для жизни на Земле;

- о живой и неживой природе;

- о разнообразии и красоте природы России;

ü владеть общеучебными умениями:

- слушать и отвечать на заданный вопрос;

- ориентироваться в учебнике;

- различать изученные объекты по названным признакам;

ü знать / понимать:

- компоненты окружающего мира (природа, человек, созданное или придуманное человеком);

- основные части растений;

- родственные связи в семье;

- правила поведения в общественных местах и на улице;

- правила вежливого общения (приветствия, прощания с разными людьми по возрасту и родству);

ü уметь:

- различать объекты природы и объекты, созданные человеком;

- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

- различать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;

- приводить примеры представителей животного мира;

- использовать в общении правила вежливости.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (64 часа)

Окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов)

Родной город (родное село), страна  - Россия, столица  -  Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге.

Природа осенью. Природа -  источник познания.

Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.

Природа (19 часов)

Космос. Звезды, планеты. Солнце - звезда. Земля - планета. Луна - спутник Земли.

Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле.

Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Представление о признаках живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение).

Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы.

Животные. Разнообразие растений и животных.

Природа и человек. Красота природы. Народные праздники.

Практические работы и экскурсии. Знакомство с природой родного края, наблюдение явлений природы и изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.

Планета Земля (10 часов)

Ознакомление с глобусом - моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.

Становление человека (10 часов)

Общее представление об истории людей. Древнейшие люди - собиратели растений. Человек - охотник. Кочевники и земледельцы.

Окультуривание растений и одомашнивание животных.

Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.

Современное человечество (18 часов)

Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах.

Страна, где мы живем. Местоположение на глобусе и карте.

Москва - столица России.

Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, в школе, в театре, в транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения.

Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой.

Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия.

Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, интернет.

Экскурсии по школе и ближайшим улицам с целью ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.

Литература и средства обучения

· Учебник: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Окружающий мир» 1 класс (1,2 части), изд.  «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» Самара, 2013 г.

· Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»1 класс, изд. «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» Самара, 2013г.

 

· Поурочные планы «Мы и окружающий мир»  1 класс, изд. «Учитель» Волгоград, 2010г.

 

Главное меню

Сведения об образовательной организации
Образование
Публичный отчет
Новости
Коллегам
Учебный процесс
Наши достижения
Странички классов
Ученикам
Родителям
Конкурсы и мероприятия
Полезная информация
Мы благодарим.....
Прием в школу
Карта сайта
Школьная профсоюзная организация

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 6 гостей