МКОУ СОШ с. Сергеевка

Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников... Н.И. Пирогов

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home Сведения об образовательной организации Образование Аннотации к рабочим программам (начальные классы)
Рабочие программы (начальные классы)

Рабочая программа по «Литературному чтению»

Пояснительная записка

Примерная программа по литературному чтению составлена на основе Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 и учебным планом образовательного учреждения;

Примерная авторская программа учебного предмета Чураковой «Литературное чтение» составлена в соответствии с примерными программами по учебным предметам и является адаптированной. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»)

Объем учебного времени: 102 часа.

Режим занятий: 3 часа в неделю

Содержание курса литературного чтения в авторской программе представлено 5 основными блоками, темы из которых изучаются в течении всего учебного года. Содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Учебные часы по программам и учебному плану школы совпадают.

Программа составлена с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением;

развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;

духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;

литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);

библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.

Между различными ступенями обучения осуществляется преемственность. Предмет преподается с 1 по 11 класс. Единые

учебно – методические комплексы существуют отдельно для каждой ступени обучения.

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника, содержащиеся в примерной программе по литературному чтению в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Это, прежде всего формирование позитивного целостного мировосприятия младших школьников, воспитание нравственного, ответственного сознания. А также формирование функциональной грамотности младшего школьника и достижения результативности обучения в целом.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Межпредметные связи:

с уроками русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;

с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;

с уроками музыки: слушание музыкальных произведений по теме изученных произведений (народные хороводные и колыбельные песни, авторские колыбельные песни);

с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация, лепка, лего-конструкции к изученным произведениям или разделам).

Методы обучения, используемые для реализации программы:

Словесный; наглядный; частично-поисковы, использование технических средств объяснительный, иллюстративный, проблемный;

Использование этих методов повышает степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых.

В ходе использования таких форм работы как индивидуальная, фронтальная, беседа возможно выяснение целого ряда сведений об особенностях читательской ситуации в классе, о направленности читательских интересов, уровне восприятия и характере оценки литературных произведений учащимися. Индивидуальная беседа, в которой школьники иногда открываются с самой неожиданной стороны, часто оказывается решающим моментом в установлении контакта между учителем и учеником.

Рабочая программа предполагает использование технологий:

- интегрированное обучение, игровая технология, здоровьесберегающая и др.

Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения я использую задания разных видов:

комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);

литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);

тесты по изученному произведению, теме, разделу;

тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;

диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;

тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);

комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);

итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ);

контрольные работы для проверки умений работать с книгой. Начиная с первого полугодия в 3-м классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Основными рекомендуемыми компонентами материального обеспечения курса «Литературное чтение» (дополнительно к учебникам) являются следующие: программно-методические материалы, рабочие тетради для учащихся, сборники тестовых заданий, хрестоматии для чтения, библиотечные справочники, толковый словарь, репродукции картин русских и зарубежных художников; портреты русских и зарубежных писателей, а также технические средства обучения.

Программу обеспечивают:

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: учебник в 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Малаховская О.В. Литературное чтение: тетради для самостоятельной работы №1 и №2. 3 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Чуракова Н.А., Борисенкова О.В., Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Захарова В.В, Серова М.В., Поурочные разработки по литературному чтению –М.: «Вако». 2009.

Планируется, что на конец учебного года все учащиеся усвоят содержание Госстандарта первого поколения по предмету литературное чтение.

Требования к уровню подготовки учащихся

к концу третьего года обучения.

В разделе «Виды речевой и читательской деятельности» (аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения)

читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;

называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;

рассказывать о любимом литературном герое;

характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов;

ориентироваться в книге по ее элементам.

В процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы обучающиеся получат возможность научиться:

составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;

делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;

самостоятельно читать выбранные книги;

высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

самостоятельно работать со словарями.

В разделе «Литературоведческая пропедевтика»

различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;

различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;

находить различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

Обучающиеся получат возможность научиться:

понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;

обнаруживать «бродячие» сюжеты в сказках разных народов мира

В разделе «Элементы творческой деятельности учащихся»

понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения;

принимать участие в инсценировке крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

В процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы обучающиеся получат возможность научиться:

читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

рассматривать иллюстрации в учебнике, слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный материал курса по литературному чтению нацелен на создание условий для формирования личностных и универсальных учебных действий.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения

В области познавательных общих учебных действий

свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей;

свободно ориентироваться в учебной книге;

работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль, разные жизненные позиции, выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

работать с несколькими источниками информации, текстами, иллюстрациями к текстам.

Обучающиеся получат возможность научиться освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических.

В области коммуникативных учебных действий

работать в паре, малой группе, большой группе;

распределять между собою работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области регулятивных учебных действий

осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

II. Учебно – тематическое планирование.

Перечень разделов. Последовательность их изучения.

Тема №1 Классики советской и русской детской литературы

Проза- 36 ч

Поэзия -15ч

Тема №2 Классики русской литературы

Поэзия – 15 ч

Проза – 8 ч

Тема №3 Зарубежная литература – 2ч

Тема №4 Сказки народов мира о животных – 12 ч

Тема №5 Современная детская литература на рубеже XX – XXI веков – 8 ч

Тема №6 Авторская литература народов мира – 6ч

В 3 классе в течении всего года будут изучаться следующие жанры литературы: Устное народное творчество ( Сказки о животных, сказки народов мира, пословицы и поговорки), авторское творчество( басни, поэзия, проза).

Четкое количество часов на изучение в программе не дано, так как границы между разными типами повествования условны. Одно литературное произведение может относиться к разным жанрам.

 

 

 

Для реализации программного содержания используются

следующие учебные пособия

1. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3-х ч. Части 1 и 3 / Чуракова Н.А.. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

2. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3-х ч. / Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

3. Русский язык. Тетрадь для самостоятельной работы. 2 класс. В 2-х частях / Байкова Т.А., Малаховская О.В., Ерышева Е.Р. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

4. Итоговая комплексная работа на основе единого текста. Тетрадь. 2 класс / Чуракова Р.Г. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу

1. Чуракова Р.Г. Программы четырехлетней начальной школы. Перспективная начальная школа. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

2. Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 2 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

3. Чуракова Р.Г., Лаврова Н.М., Ямшинина С.Н. Итоговая комплексная работа (+ CD). 2 класс. Методические указания по организации и проведению. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

4. Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. Методическое пособие. 1-2 классы. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

5. Повторение и контроль знаний. Русский язык. 1-2 классы. Интерактивные дидактические материалы. Методические пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост.: С.В. Арчакова, Н.М. Баркалова, С.А. Летуновская, О.П. Слесарева. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).

6. Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: Н.М. Баркалова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).

7. Русский язык. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением. / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).

8. Русский язык. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером. / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).

9. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.А. Архипова, О.С. Асафьева [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).

10. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).

11. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).

 

 

Для реализации программного содержания используются

следующие учебные пособия

1. Окружающий мир. 2 класс: учебник / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

2. Окружающий мир. 2 класс: хрестоматия / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

3. Окружающий мир. 2 класс: тетради для самостоятельной работы №1 и №2 / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

4. Итоговая комплексная работа на основе единого текста. Тетрадь. 2 класс / Чуракова Р.Г. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу

1. Чуракова Р.Г. Программы четырехлетней начальной школы. Перспективная начальная школа. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

2. Федотова О.Н. Окружающий мир. 2 класс: методическое пособие для учителя / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

3. Чуракова Р.Г., Лаврова Н.М., Ямшинина С.Н. Итоговая комплексная работа (+ CD). 2 класс. Методические указания по организации и проведению. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

4. Повторение и контроль знаний. Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. / В.В. Мещерякова, С.В. Савинова. – 2-е изд. стереотип. – М.: Планета, 2011. – (Качество обучения).

5. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: В.В. Мещерякова – М.: Планета, 2011. – (Качество обучения).

6. Окружающий мир. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).

7. Окружающий мир. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).

8. Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / О.С. Асафьева, О.Ф. Брыксина [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).

9. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).

 

Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).

 

Для реализации программного содержания используются

следующие учебные пособия

1. Математика. 2 класс: Учебник. В 2-х ч. / Чекин А.Л. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.

2. Математика в вопросах и заданиях: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2 / Захарова О.А., Юдина Е.П. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.

3. Математика в практических заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы №3 / Захарова О.А. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.

4. Итоговая комплексная работа на основе единого текста. Тетрадь. 2 класс / Чуракова Р.Г. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

5. Практические задачи по математике. 2 класс / Захарова О.А. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу

1. Чуракова Р.Г. Программы четырехлетней начальной школы. Перспективная начальная школа. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

2. Чуракова Р.Г. Математика. Поурочное планирование. 2 класс.
В 2-х частях. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

3. Чекин А.Л. Математика. 2 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.

4. Чуракова Р.Г., Лаврова Н.М., Ямшинина С.Н. Итоговая комплексная работа (+ CD). 2 класс. Методические указания по организации и проведению. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

5. Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. Методическое пособие. 1-4 классы. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.

6. Уроки математики с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.С. Асафьева, Ю.М. Багдасарова [и др.]. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).

7. Повторение и контроль знаний. Математика. 1-2 классы. Тесты, филворды, кроссворды, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением / И.Е. Васильева, Т.А.. Гордиенко, Н.И. Селезнева. – М.: Планета, 2010. – (Качество обучения).

8. Математика. 2 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: Н.И. Селезнева. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).

9. Математика. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост.: М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).

10. Математика. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).

11. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).

 

Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа)

 


Страница 4 из 7

Главное меню

Сведения об образовательной организации
Образование
Публичный отчет
Новости
Коллегам
Учебный процесс
Наши достижения
Странички классов
Ученикам
Родителям
Конкурсы и мероприятия
Полезная информация
Мы благодарим.....
Прием в школу
Карта сайта
Школьная профсоюзная организация

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 14 гостей