МКОУ СОШ с. Сергеевка

Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников... Н.И. Пирогов

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home Сведения об образовательной организации Образование Аннотации к рабочим программам (начальные классы)
Рабочие программы (начальные классы)

 

 

Для реализации программного содержания используются

следующие учебные пособия

1. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. / Чуракова Н.А. – М.: Академкнига, 2012.

2. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия / Малаховская О.В. Под ред. Н.А. Чураковой. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

3. Литературное чтение. 2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2 / Малаховская О.В. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

4. Итоговая комплексная работа на основе единого текста. Тетрадь. 2 класс / Чуракова Р.Г. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу

1. Чуракова Р.Г. Программы четырехлетней начальной школы. Перспективная начальная школа. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

2. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

3. Чуракова Р.Г., Лаврова Н.М., Ямшинина С.Н. Итоговая комплексная работа (+ CD). 2 класс. Методические указания по организации и проведению. – М.: Академкнига / Учебник, 2012.

4. Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.А. Архипова, Т.В. Белых [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).

5. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).

 

 

 

Рабочая программа по технологии  на 2013-2014 учебный год

для учащихся 1 «А» класса

учитель: Воденикова Г. Н.

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с:

1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 06 октября 2009г.№373 и учебным планом образовательного учреждения.

2. С примерными программами по учебным предметам. Начальная школа в 2 ч. М.:Просвещение, 2011г.

3. На основе авторской программы по технологии Цирулик Н. А., Просняковой Т. Н. (система развивающего обучения Л. В. Занкова)

Общая характеристика учебного предмета:

Учебный предмет «Технология» обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря предметно-практической направленности курса на уроках технологии у младших школьников закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

Цель курса «Технология» - общее развитие, включающее в себя и физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумевается развитие мелкой моторики, под психическим – развитие зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств.

Процесс изготовления каждой вещи, помимо работы руками, предполагает восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями; анализ и синтез; поиск вариантов достижения цели; определение последовательности выполнения действий; сравнение результатов работы с оригиналом или с замыслом; их корректировку.

Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.

Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.

Задачи:

· развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребёнка;

· развитие умений ориентироваться в заданиях разного типа от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;

· развитие умений планирования, последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;

· знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;

· знакомство с происхождением материалов, ручных ремёсел, видов художественного творчества.

Содержание предмета характеризуется многообразием ручных операций: вырезание разных видов, сминание, скручивание, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, вытягивание, скатывание (из пластилина), плетение разных видов, вывязывание, выполнение стежков на ткани и т.д.

Содержание предмета характеризуется многообразием ручных операций, таких, как вырезание разных видов, сминание, скручивание, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, вытягивание, скатывание (из пластилина), плетение разных видов, вывязывание, выполнение стежков на ткани и т.д.

При выполнении работ на творческое воображение ребёнок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Художественная деятельность на уроках ручного труда придаёт особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающими разными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера, самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, проволока, фольга, так называемые бросовые материалы (обёртки от конфет, шоколада и т.д.)

Важно для ребёнка и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе ли ткани. Она может быть плоской, рельефной, объёмной, контурной.

С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приёмов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста, воска; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д. Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в одном изделии (коллаж).

В программу вводится значительный объём познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремёсел. В первом классе вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, оригами, макраме, коллаж, папье-маше, мозаика).

Расширению познавательной деятельности в русле трудового обучения могут служить материалы музеев, выставок, экскурсии на природу.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса:

Обучающиеся должны

ü иметь представление:

- о возможности выполнения аппликации, мозаики, плетения из разных материалов;

- об одинаковых свойствах разных материалов;

- о различных свойствах каждого из встречающихся в программе материалов;

ü владеть общеучебными умениями:

- анализировать объекты труда, наблюдая, сравнивая, выделяя сходное и различное с  целью определения существенных для выполнения работы характеристик;

- решать творческие задачи по заданным условиям;

- самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать ему;

- контролировать свою деятельность на всех этапах работы;

- сотрудничать при выполнении коллективных работ;

ü знать / понимать:

- термины, обозначающие технику изготовления объектов и их значение;

- свойства материалов, из которых можно плести, лепить, сделать аппликацию, мозаику, оригами;

- названия инструментов, приспособлений и правила работы;

- разные приёмы разметки деталей их бумаги;

- приёмы разметки ткани с помощью продёргивания нитей;

- способы соединения материалов с помощью клея, пластилина, ниток, переплетения;

- различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приёмы лепки;

ü уметь:

- лепить разными способами (размазывать пластилин на основе, скатывать жгутики, шар, примазывать одну часть к другой);
- вырезать из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала, вырезать симметрично;
- складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приемом гофрирования;
- плести в три пряди из различных материалов;
- выполнять швы "вперед иголку" и "вперед иголку с перевивом" по прямой линии;
- пришивать пуговицу с двумя отверстиями;
- экономно размечать детали на бумаге;
- соединять детали разными способами;
- самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца;
- самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания;
- самостоятельно или с помощью учителя планировать последовательность выполнения действий при работе по образцу;
- контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;
- словесно характеризовать выполненную процедуру изготовления поделки.

Программа курса «Технология»

1 класс (32 часа)

Правила безопасности труда при работе с ножницами, швейными иглами.

Организация рабочего места.

Виды художественной техники

Лепка (4 часа)

Печатание на плоской пластилиновой основе узоров или рисунков.

«Рисование» жгутиками из пластилина.

Лепка конструктивным способом несложных фигур.

Аппликация (5 часов)

Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе.

Симметричное вырезание.

Аппликация из пластилина.

Плоская аппликация на бумажной основе из природных материалов. Детали можно дорисовывать.

Мозаика (5 часов)

Заполнение только линии контура кусочками бумаги (фольги) или природными материалами.

Выполнение мозаичного изображения с помощью различных природных материалов (семян растений, гальки, ракушек, деталей шишек) на тонком слое пластилина. Основа плоская или объемная.

Художественное складывание (4 часа)

Складывание приемом гофрирования изделий из полоски и прямоугольника.

Оригами из бумажного квадрата с использованием схем и условных знаков.

Плетение (3 часа)

Объемное косое плетение из различных материалов.

Плоское прямое плетение из полосок бумаги, а также других, подходящих для данного вида работы, материалов в шахматном порядке (разметка с помощью шаблона).

Простейшее узелковое плетение.

Шитье и вышивание (4 часа)

Швы «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом» на разреженной ткани, ткани в полоску и клетку. Продергивание нитей на льняной ткани, отделка бахромой.

Пришивание пуговицы с двумя отверстиями.

Моделирование и конструирование

Плоскостное моделирование и конструирование из правильных геометрических форм (1 час)

Аппликация из геометрических фигур, размеченных по шаблону и наклеенных так, что детали отчетливо видны.

Мозаика из простых форм.

Объемное моделирование и конструирование из бумаги (4 часа)

Многодетальные объемные изделия из бумаги, полученные приемом сминания.

Объемные изделия из бумаги, полученные приемом скручивания.

Моделирование летательных аппаратов с разметкой по шаблону и по клеткам.

Художественное конструирование из природного материала (2 часа)

Многодетальные объемные изделия из природных материалов в соединении с бумагой, картоном, тканью, проволокой и другими материалами.

Многодетальные объемные изделия из одних природных материалов.

Виды учебной деятельности учащихся

Наблюдения

Наблюдения за пластическими свойствами снега.

Наблюдения за свойствами природных материалов.

Наблюдения за строением тканей полотняного переплетения. Различие тканей по толщине. Наблюдение за свойствами гибкости у разных материалов, используемых при плетении.

Наблюдения за строением ниток, соответствием ниток толщине ткани, соответствием иглы толщине нити.

Сравнения

Сравнение свойств разных видов бумаги, используемых для одного и того же вида работы, например гофрирования.

Сравнение свойств материалов, из которых можно лепить (песок, глина, пластилин): пластичность, цвет, смешение цветов, происхождение, отношение к влаге.

Сравнение свойств различных материалов, используемых в качестве основы для работ из пластилина (бумага, картон, металлизированная бумага, пластиковые крышки, баночки).

Беседы

Беседы о том, что означают термины «аппликация», «мозаика», «оригами» в переводе на русский язык. Разнообразие видов аппликации, мозаики, лепных и плетеных изделий (по материалам и технике выполнения).

Беседы о народных праздниках, обычаях (как встречают Новый год в разных странах, кто такой Дед Мороз, что такое Масленица, Пасха и т. д.).

 

Знакомство с видами бытовой техники.

 

Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год

для учащихся 1 «А» класса

учитель: Воденикова Г. Н.

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с:

1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 06 октября 2009г.№373 и учебным планом образовательного учреждения.

2. С примерными программами по учебным предметам. Начальная школа в 2 ч. М.:Просвещение, 2011г.

3. На основе авторской программы В. С. Кузиной «Изобразительное искусство 1-4 классы» (система развивающего обучения Л. В. Занкова)

Общая характеристика учебного предмета

Программа рассчитана на 32 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ - 28; обобщающих работ (уроки контроля)- 4.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

•  развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

•  способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

•  способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

•  воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Новизна данной рабочей программы заключается в том, что, в отличие от ранее действовавшей программы В. С. Кузина «Изобразительное искусство. 1-4 классы» рабочая программа содержит в себе три раздела: «Мир изобразительных (пластических) искусств», «Художественный язык изобразительного искусства», «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Рабочей программой по изобразительному искусству в 1 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

•  Изобразительная деятельность (рисование с натуры и рисование на темы – живопись, графика, скульптура) – 19 часов

•   Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн) – 9 часов

•  Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка, архитектура) – 5 часов.

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство

Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.

Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).

Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.

Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.

Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, бумагопластика и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.

В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы изобразительной грамоты.

В первом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Требования к уровню усвоения учебного предмета  к концу 1 класса:

К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

В результате изучения изобразительного искусства ученик 1 класса к концу учебного года должен

знать/понимать

•  о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

•  основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;

•  известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, дымковская игрушка);

уметь

  • различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
  • различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Содержание учебного предмета

«Художественный язык изобразительного искусства» (9 часов: 9 – практ. работ)

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактуры); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Задачи художественного развития обучающихся раздела 1. «Художественный язык изобразительного искусства»

Формирование художественных знаний, умений и навыков

В результате обучения в 1 классе учащиеся должны знать :

- основы художественного языка в изобразительном искусстве: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции;

- элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция);

- элементарные основы живописи (основные и составные цвета, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета);

- основы скульптуры (объем, ритм, фактура);

- основы архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт);

- основы декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета).

Должны уметь :

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема;

- воплощать собственный замысел с помощью основ художественного языка (рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции);

- реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой деятельности.

1. Чем и на чем рисует художник. Вводная беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства». Окрашивание бумаги разными способами и художественными материалами. (1 час – практ. работа)

Инструменты и материалы, применяемые на уроках изобразительного искусства. Из истории изобразительного искусства.

2. Учимся рисовать кистью. (1 час – практ. работа). Различные способы исполнения произведений живописи; техника нанесения мазков, их виды. Различные виды мазков разными типами кистей, техника работы кистью.

3. Линия и штрих – основа рисунка. (1 час – практ. работа)

Элементарные основы рисунка (характер линий, штрих);

Прямые и кривые линии, деление отрезка на равные части; техника работы карандашом.

4. Форма предметов. (1 час – практ. работа). Первичные представления о форме предметов; из простых геометрических фигур конструирование более сложных, простые геометрические фигуры в предметах сложной формы.

5. Волшебный мир красок. Основные и составные цвета. Рисунок на тему «Радуга». (1 час – практ. работа).Понятие основных и составных цветов; цветовой круг. Получение составных цветов путем смешения двух основных цветов.

6. Волшебный мир красок. Теплые и холодные цвета. (1 час – практ. работа). Отдельные произведения живописи, понятие теплого и холодного цвета. Составление гармонии теплого и холодного цвета; вариативные возможности цвета ограниченной палитрой.

7. Техника работы акварелью. Рисование на тему «Осень». (1 час – практ. работа). Акварельные краски, разные техники работы акварелью. Приемы заливки плоскости цветом.

8. Техника работы гуашью. Рисунок по замыслу. (1 час – практ. работа). Особенности гуашевых красок, способы и техника работы с ними. Приемы работы с гуашью.

9. Композиция рисунка. Рисование с натуры «Бабочка». (1 час – практ. работа). Понятие «композиция», правила компоновки рисунка на листе. Размещение рисунка на листе так, чтобы он выглядел выразительно; правильный выбор формата листа.

«Мир изобразительных искусств» (15 часов)

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта Ван Рейна); пейзаж (на примере произведений А. К. Саврасова, И. А. Шишкина, И. Э. Грабаря, И. И. Левитана, К. Ф. Юона, К. Моне, В. Ван Гога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В. М. Васнецова, А. А. Дейнеки, А. А. Пластова и др.).

Задачи художественного развития обучающихся раздела 2.

«Мир изобразительных (пластических) искусств»

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

Учащиеся должны:

- проявлять интерес к произведениям отечественных и зарубежных художников, уважительно относиться к патриотическим темам в произведениях отечественных художников;

- видеть черты неповторимого своеобразия в художественной культуре России и мира.

Формирование творческой активности

Учащиеся должны:

- активно включаться в анализ произведений отечественных и зарубежных художников.

Формирование художественных знаний, умений, навыков

Учащиеся  должны:

- знать общее представление о видах изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство, их связь с жизнью;

- знать жанры изобразительных искусств: портрет, пейзаж, натюрморт и анималистический жанр;

- уметь выявлять в произведениях художников связь изобразительных, декоративных, конструктивных элементов.

10. Вид изобразительного искусства – живопись. «Сказка про осень» - рисование на тему. (1 час – практ. работа)

Понятие «вид изобразительного искусства - живопись». Красота русской осени в живописи на примере произведений И. Левитана и В. Поленова.

11. Вид изобразительного искусства – графика. Рисунок по замыслу.

(1 час – практ. работа)

Понятие «графика». Сравнение графики с живописью и их отличия. Графика – это рисунки карандашом, пером и тушью, углем, сангиной, соусом. Гравюра, линогравюра, офорт.

12. Вид изобразительного искусства – скульптура. «В мире животных» - лепка животных. (1 час – практ. работа)

Понятия «скульптура», «объем», «фактура», «ритм».

Объект лепки. Последовательность лепки животных конструктивным и пластическим способами, приемы декорирования (украшения) лепного изделия.

13. Рисование узора в полосе с образца. Беседа «Что такое декоративно-прикладное искусство». (1 час – практ. работа).

Декоративная деятельность. Из истории декоративно-прикладного искусства, его роли в жизни людей, правила составления основного вида украшения – орнамента.

Основа орнамента - элементы (геометрические формы, формы растительного и животного мира), повторяющиеся через определенные промежутки, ритм – равномерное чередование элементов.

14. Архитектура. Московский Кремль – жемчужина мировой архитектуры. (2 часа – практ. работа).

Понятие «архитектура», ее история. Информация об архитектурном ансамбле Московского Кремля, его особенностях.

15. Дизайн в нашей жизни. Коллективная работа – изготовление украшения для новогоднего стола. (1 час – практ. работа).

Дизайн, как разновидность художественного творчества, синтеза изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства в современном мире. Понятия «дизайн», «дизайнер»; составление из природного материала украшения для новогоднего стола, использование законов композиции.

16. Виды изобразительного искусства. Викторина. (1 час – обобщение темы).

Обобщение знаний по видам изобразительного искусства. Рассказ-описание любимой картины.

Выставка работ учащихся по видам изобразительного искусства.

17. Натюрморт. Рисование с натуры фруктов и овощей. (1 час – практ. работа)

Натюрморт как жанр изобразительного искусства, изображение с натуры. Различие оттенков красок.

18. Пейзаж. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота зимней природы» (1 час – практ. работа)

Цветовое богатство зимнего пейзажа на примере картин русских художников. Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

19. Анималистический жанр в изобразительном искусстве. (1 час – практ. работа)

Творчество художников-анималистов, анималистический жанр. Формирование графических навыков и умений.

20. Портрет как жанр изобразительного искусства. (1 час – практ. работа).

Из истории портрета как жанра изобразительного искусства, его отличительные особенности в творчестве художников-портретистов. Изображение головы человека с соблюдением основных пропорций.

21. Этот удивительный, неповторимый мир живописи. Жанры живописи. (1 час - обобщение).

Обобщение знаний о жанрах изобразительного искусства в виде урока – игры. Из истории живописи. Жанры живописи. Особенности каждого жанра.

Выставка работ по жанрам изобразительного искусства.

22. Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве. «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки (2 часа – практ. работа).

Творчество художников, которые посвятили свое творчество изображению сказочных сюжетов (В. Васнецов, И. Билибин), а также известные художники-иллюстраторы детских книг (Ю. Васнецов и Е. Рачев). Сказочно-былинный жанр, роль фантазии в искусстве. Народное сказочное творчество.

«Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью»

(9 часов: 7 – практ. работа, 2 - обобщение)

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Овладение навыками бумагопластики. Моделирование предметов бытового окружения человека (игровой площадки, микрорайона, города, мебели для пластилиновых человечков, елочных игрушек, посуды, машин и др.) – связь с «Технологией»

Задачи художественного развития обучающихся раздела 3. «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью»

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве

Учащиеся должны:

- проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и выразительных средств в творческих работах (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна); видеть в произведениях социальную окрашенность;

- передавать настроения в творческих работах с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, орнамента, конструирования, материала.

Формирование творческой активности

Учащиеся должны:

- постигнуть практический опыт через художественный язык изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности;

- творчески работать в различных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура);

- выполнять проекты в различных видах декоративно-прикладной деятельности (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий);

- работать в различных видах художественно-конструктивной деятельности (бумагопластика, лепка).

Формирование художественных знаний, умений и навыков

В результате обучения в данном разделе учащиеся должны понимать:

- роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.)

Знать:

- произведения народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа;

- уметь владеть первичными навыками рисования с натуры, по памяти и воображению;

- использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники и материалы: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, подручные и природные материалы;

- владеть навыками бумагопластики.

23. Открытка как самостоятельное художественное произведение.

(1 час – практ. работа).

Из истории открытки, виды открытки.

24. Техника граттаж. Графика.(1 час: 0,5 - практ. работа, 0,5 – обобщение по теме).

Графическая техника. «Граттаж». Техника, приемы выполнения граттажа: процарапывание пером, спицей или любым острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску.

25. Рисовать можно пятном. (1 час: 0,5 практ. работа; 0, 5 – обобщение по теме)

Пятно как одно из главных художественно-выразительных средств живописи. Обобщение по теме «Живопись» в виде теста.

26. Конструирование птиц из бумаги (1 час – практ. работа)

Конструирование из бумаги объектов природы и украшение их. Приемы бумагопластики.

27. «Волшебный узор». Знакомство с Золотой Хохломой Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы». (1 час – практ. работа)

Декоративно-прикладное искусство. Народная живопись, ее особенности, сюжеты росписи, из истории промысла Хохломы, техника хохломской росписи.

28. «Городецкие узоры. Ознакомление с городецкой росписью и беседа о ее красоте» (2 часа – практ. работа)

Изделия мастеров современной Городецкой росписи. Элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца (цветы, листья, бутоны).

29. «Праздничные краски узоров». Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте. (1 час – практ. работа)

Дымковская игрушка. Элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

30. Искусство народных мастеров России. (1 час - обобщение).

Урок - путешествие в страну народных мастеров России. Повторение и закрепление знания о промыслах России.

Отчетная выставка работ учащихся по изобразительному искусству, праздник «Украсим школу своими руками».

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

1. Активность участия.

2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

4. Самостоятельность.

5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

•  Викторины

•  Кроссворды

•  Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

 

•  Тестирование

 

Рабочая программа по окружающему миру на 2013-2014 учебный год

для учащихся 1 «А» класса

учитель: Воденикова Г. Н.

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с:

1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 06 октября 2009г.№373 и учебным планом образовательного учреждения.

2. С примерными программами по учебным предметам. Начальная школа в 2 ч. М.:Просвещение, 2011г.

3. На основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой (система развивающего обучения Л. В. Занкова)

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта для начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения (Л.В.Занкова).

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве  и взаимопроникновения.

Курс интегрированный, основу которого составляют «Естествознание» и «Обществознание».

Цель курса: ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня.

Очевидно, что представление знаний о природе, человеке и обществе в их взаимосвязях расширяет не только развивающие и образовательные возможности курса, но и его воспитательные возможности. Через изучение процессов общественной жизни происходит социализация ребёнка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции.

Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа – это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребёнком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времён до наших дней. Она даётся  в самом общем виде в форме рисунков.

Программа построена  по принципу «дифференциации, т.е. расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В.Занков, Обучение и развитие. С.101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далёкого и близкого конкретизирует это далёкое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2)

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедшие в историческую память народа.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», даёт возможность каждому ребёнку найти сферу своих интересов. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно т творчески оперировать имеющимися знаниями, в том числе самоанализ и самоконтроль как необходимые качества личности, составляющие способность к саморазвитию.

Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Таким образом, всеми своими средствами курс создаёт условия для общего развития школьников, воспитания гражданина России.

Задачи:

· формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

· на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

· в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;

· формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;

· воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.

Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу первого класса:

Обучающиеся должны

ü иметь представление о следующих связях:

- между живой и неживой природой;

- между деятельностью человека и состоянием природы;

ü иметь представление о следующих явлениях и объектах:

- о значении Солнца для жизни на Земле;

- о живой и неживой природе;

- о разнообразии и красоте природы России;

ü владеть общеучебными умениями:

- слушать и отвечать на заданный вопрос;

- ориентироваться в учебнике;

- различать изученные объекты по названным признакам;

ü знать / понимать:

- компоненты окружающего мира (природа, человек, созданное или придуманное человеком);

- основные части растений;

- родственные связи в семье;

- правила поведения в общественных местах и на улице;

- правила вежливого общения (приветствия, прощания с разными людьми по возрасту и родству);

ü уметь:

- различать объекты природы и объекты, созданные человеком;

- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;

- различать растения – деревья, кустарники, травы, приводить примеры;

- приводить примеры представителей животного мира;

- использовать в общении правила вежливости.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (64 часа)

Окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов)

Родной город (родное село), страна  - Россия, столица  -  Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге.

Природа осенью. Природа -  источник познания.

Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.

Природа (19 часов)

Космос. Звезды, планеты. Солнце - звезда. Земля - планета. Луна - спутник Земли.

Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле.

Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Представление о признаках живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение).

Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы.

Животные. Разнообразие растений и животных.

Природа и человек. Красота природы. Народные праздники.

Практические работы и экскурсии. Знакомство с природой родного края, наблюдение явлений природы и изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.

Планета Земля (10 часов)

Ознакомление с глобусом - моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.

Становление человека (10 часов)

Общее представление об истории людей. Древнейшие люди - собиратели растений. Человек - охотник. Кочевники и земледельцы.

Окультуривание растений и одомашнивание животных.

Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.

Современное человечество (18 часов)

Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах.

Страна, где мы живем. Местоположение на глобусе и карте.

Москва - столица России.

Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, в школе, в театре, в транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения.

Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой.

Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия.

Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, интернет.

Экскурсии по школе и ближайшим улицам с целью ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.

Литература и средства обучения

· Учебник: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Окружающий мир» 1 класс (1,2 части), изд.  «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» Самара, 2013 г.

· Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»1 класс, изд. «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» Самара, 2013г.

 

· Поурочные планы «Мы и окружающий мир»  1 класс, изд. «Учитель» Волгоград, 2010г.

 

Рабочая программа по литературному чтению на 2013-2014 учебный год

для учащихся 1 «А» класса

учитель: Воденикова Г. Н.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с:

1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 06 октября 2009г.№373 и учебным планом образовательного учреждения.

2. С примерными программами по учебным предметам. Начальная школа в 2 ч. М.:Просвещение, 2011г.

3. На основе авторской программы В.Ю.Свиридовой(система развивающего обучения Л. В. Занкова)

Общая характеристика учебного предмета

Стратегическая цель литературного образования в школе – воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру, живущей «по законам красоты» (Лев Толстой).

Более конкретная цель – воспитание образованного, творческого читателя, который имеет сформированную потребность в чтении. Такой читатель знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы, знает и как читать, опираясь на представления о художественных приёмах, на вкус, развитые эстетические чувства.

В основе данного курса лежит единый методологический подход – изучение литературы как искусства.  Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики – художественной образности.

Текущая цель курса  - осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно-эстетического опыта   младшего школьника.

Содержание данного курса литературного чтения разработано на основе дидактических принципов, направленных на оптимальное общее развитие каждого ученика, и является составной частью целостной дидактической системы Л.В.Занкова.

Система начального литературного образования на своём специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир – мир природы, людей и искусства, мир чувств.

Задачи начального курса литературы:

· расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

· воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей;

· развитие интереса детей к чтению и потребности в нём, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора – интересным;

· создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературными понятиями;

· развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия, интерпретации, собственного творчества.

Учебники, реализующие данную программу и разработанные в соответствии с образовательным стандартом, носят деятельностный характер, направлены на воспитание коммуникативной культуры, на формирование способов практических действий с книгой, умения переносит знания из сферы учебных действий в сферу самостоятельного чтения. Система вопросов в учебниках нацелена на формирование не только внутрипредметных, но и общеучебных умений, навыков и способов деятельности, на формирование мышления как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизводству полученного знания.

Воспитание чувства юмора на уроках литературы не является факультативным моментом. Чувство юмора – это показатель интеллектуального развития, оно уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения.

В курсе «Литературное чтение» актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство».

Программа 1 класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебнику «Литературное чтение».

На уроках литературного чтения в 1 классе продолжается работа по развитию навыка чтения, начатая в азбучный период. Учащиеся приобщаются к работе с книгой, овладевают умением понимать содержание прочитанного и работать с текстом. Но основное внимание уделяется формированию интуитивного понимания специфики художественного образа на основе практического сравнения литературы художественной и научной. На материале трёх основных жанров (рассказ, сказка, стихотворение) учащиеся знакомятся с простейшими средствами выражения авторского отношения к изображаемому.

Итогом первого года обучения является формирование начальных навыков чтения, свободной и правильной речи. Дети получают общее представление о художественной и научной литературе, о различиях прозаической и стихотворной речи, о разнообразии жанров литературы и фольклора, знакомятся с понятиями «автор» и «название» произведения. Получают первоначальные навыки работы с художественным текстом. Называют персонажей, пересказывают сюжет литературного произведения, дают характеристику героям и событиям, учатся выявлять авторскую точку зрения. Выясняют смысл заголовка, находят сравнения, повторы, противопоставления, звукоподражание, рифмы.

Требования к уровню подготовки учащихся

по литературному чтению к концу 1 класса:

Обучающиеся должны

ü иметь общее представление:

- об отличии художественного текста от научного;

- об отличии фольклорного текста от литературного;

- об отличии стихотворного текста от прозаического;

- о разнообразии малых жанров фольклора (колыбельная, потешка, закличка, прибаутка, небылица, побасёнка, загадка, считалка, поговорка, пословица, скороговорка);

- о различиях сказки, рассказа, стихотворения;

ü знать:

- наизусть 3-4 стихотворения разных авторов по выбору ученика;

- содержание произведений, прочитанных в классе;

- имена 1-2 писателей или поэтов;

ü уметь:

- читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя; темп чтения 30-35 слов в минуту вслух, 40-45 слов в минуту про себя;

- ориентироваться в книге (автор, название, оглавление, иллюстрации);

- понимать содержание прочитанного;

- осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

- находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слова, звукопись, рифма);

- отличать монолог от диалога;

- задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 класс (40 часов)

Знакомство с детской книгой.

Название произведения (заголовок). Автор в литературном произведении (поэт, писатель). Отсутствие автора в народном произведении. Общее представление о стихотворной и прозаической речи. Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, оглавлению, иллюстрациям.

Чтение и литература.

Что такое литература. Бытовой текст (вывеска, этикетка, записка) и литература. Литература художественная и научная. Что делает писатель, а что ученый (сравнение текстов в книге для чтения, в учебниках по математике и естествознанию, в словарях и энциклопедиях).

Устное народное творчество и литература.

Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, вариативность текста. Работа собирателей фольклора, литературная обработка. Обзорное знакомство с малыми фольклорными жанрами: колыбельная песня, потешка, закличка, прибаутка, небылица, скороговорка, считалка, пословица, поговорка, побасенка, загадка. Практическое назначение малых жанров фольклора, определяющее особенности их формы. Практическое освоение жанра загадки. Знакомство с жанром кумулятивной сказки (сказки-цепочки).

Средства художественной выразительности (способы выражения авторского отношения к изображаемому).

Название произведения. Система героев (главные действующие лица). Второстепенные персонажи. Характеристика героев. Портрет. Речь. Понятие о монологе и диалоге в литературе. Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка событий.

Обнаружение особых приемов выразительности в процессе анализа текста.

Первичные представления о сравнении как основополагающем приеме. Практическое освоение понятий (без обязательного употребления терминов): эпитет, олицетворение, антитеза (противопоставление, контраст), повтор, звукопись.

Эмоциональный тон произведения.

Общий характер произведения, его тональность. Определение шуточного (юмористического)

характера произведения. Торжественный (героический) характер. Задумчивый (лирический) тон произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса (нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений) и несловесных средств (мимики,

движений, жестов).

Жанр художественного произведения.

Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение. Практическое различение.

Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ героев. Определение позиции автора. Нахождение средств выражения авторской оценки изображаемого.

Стихотворение. Особенности поэтического взгляда на мир. Практическое ознакомление с ритмом и рифмой. Нахождение рифмующихся слов.

Сказка. Постоянная композиция сказки. Традиционные герои русских народных сказок. Постоянные эпитеты для характеристики героев, событий, природы. Волшебные предметы. Особенности чтения и рассказывания сказок. Сочинение сказок в соответствии с начальными представлениями о законах жанра.

Навыки чтения.

Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, разными интонациями, в разном темпе и разном настроении, с различной громкостью.

КРУГ ЧТЕНИЯ

Первый год обучения

Малые жанры фольклора

Потешки, побасенки, считалки, скороговорки, поговорки, пословицы, загадки.

Русские народные сказки

«Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Волк и козлята», «Три медведя», «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Кот и лиса», «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей».

Зарубежные народные и авторские сказки

«Красная Шапочка», «Три поросенка», братья Гримм «Бременские музыканты».

Русские писатели и поэты

А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А.К.Толстой, С.Есенин, К.Бальмонт, И. Бунин; Л. Толстой «Азбука», «Косточка», «Лгун», «Отец и сыновья», К. Ушинский «Утренние лучи», М. Горький «Воробьишко».

Современная русская и зарубежная литература

К.Чуковский «Стихи и сказки», С.Маршак, А.Барто, Д.Хармс, С.Михалков, Б.Заходер, В. Берестов, Ю. Мориц, Р. Сеф, Е. Серова, И. Пивоварова, В. Орлов, Н. Орлова, С. Пшеничных, Н. Ламм; Н. Рубцов, Л. Друскин; П. Неруда, японские трехстишия; Е. Чарушин «Волчишко», «Про Томку», Н. Сладков «Свиристели», М. Пришвин «Золотой луг», В. Панова «Сережа» (отрывок), Н. Носов «Затейники», В. Драгунский «Друг детства», «Тайное становится явным», Ю. Коваль «Воробьиное озеро»; Э. Успенский «Про Веру и Анфису», Г. Остер «Задачи», Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак» (отрывок); Дж. Родари «Приключения Чиполлино» (отрывок), А. Милн «Винни Пух и все-все-все» (отрывок), Д. Биссет «Под ковром».

Дополнительная литература

Русские народные сказки: «Лиса и журавль», «Лиса и козел», «Кот, петух и лиса», «Морозко», «Два мороза».

Сказки бр. Гримм «В стране небывалой», Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине», «Дюймовочка».

Стихотворения: А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Плещеев, А. Майков, А. Толстой.

К. Ушинский Сказки, Л. Толстой Рассказы для детей, были: «Котенок», «Пожарные собаки», «Два товарища», «Орел», Д. Мамин-Сибиряк Сказки, М. Пришвин «Лисичкин хлеб» и др. рассказы; К. Паустовский «Кот-ворюга» и др. рассказы; Г. Скребицкий Рассказы, Н. Сладков Рассказы, В. Бианки «Лесная газета», Э. Шим Рассказы, Г. Снегирев «Про пингвинов», Ю. Дмитриев Рассказы, Н. Носов Рассказы, «Приключения Незнайки и его друзей», В. Драгунский «Денискины рассказы», Л. Пантелеев «Честное слово», В. Голявкин Рассказы, Ю. Коваль «Алый», «Воробьиное озеро».

Стихотворения: Б. Заходер, Д. Хармс, С. Михалков, Е. Благинина, И. Токмакова, Я. Аким, Ю. Мориц.

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису», «Дядя Федор, Пес и Кот», Г. Остер «Задачи», «Котенок Гав», «Вредные советы», сборник рассказов «Зарядка для хвоста»,

Г. Корнилова «Наш знакомый Бумчик», С. Козлов «Ёжик в тумане», Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак».

Д. Биссет «Забытый день рождения», «Путешествие дядюшки Тик-Так», Дж. Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения Голубой Стрелы», А. Милн «Винни Пух и все-все-все», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Э. Хогарт «Мафин и его веселые друзья»,

О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга», «Маленький Водя

Задачи начального курса литературы:

· расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

 

· воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей;

 


Страница 5 из 7

Главное меню

Сведения об образовательной организации
Образование
Публичный отчет
Новости
Коллегам
Учебный процесс
Наши достижения
Странички классов
Ученикам
Родителям
Конкурсы и мероприятия
Полезная информация
Мы благодарим.....
Прием в школу
Карта сайта
Школьная профсоюзная организация

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 20 гостей