МКОУ СОШ с. Сергеевка

Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников... Н.И. Пирогов

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home Сведения об образовательной организации Образование Аннотации к рабочим программам (начальные классы)
Рабочие программы (начальные классы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Обучение грамоте» 1 класс

 

Статус документа:

Рабочая программа учебного предмета «Обучение грамоте» составлена в соответствии с

1.            Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 6 октября 2009 г. №373 и учебным планом образовательного учреждения.

2.            Примерными программами по учебным предметам. Начальная школа в 2 ч. М.: Просвещение, 2011 – Начальная школа.

3.            Программой «Обучение грамоте» (авторы Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.– М.: Академкнига/Учебник, 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и являющейся адаптированной.

 

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Структура документа:

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков, требования к уровню подготовки учеников.

Пояснительная записка.

Цель: обучение детей первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

Задачи:

•             овладение графическим действием в период усвоения грамоты (на основе этого действия формирование навыков чтения и письма);

•             развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения;

•             усвоение форм печатных и письменных буквенных знаков.

Рабочая программа составлена на основе Обязательного минимума содержания образования, Примерной программы по обучению грамоте Агарковой Н.Г., Агаркова Ю.А. и Требований к уровню подготовки учащихся 1 класса с учетом регионального компонента и особенности школы. Региональный компонент отражен в содержании заданий и упражнений.

Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Программа разработана и в соответствии с теми принципами, которые сформулированы в концепции «Перспективная начальная школа» (то есть принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности). Она является составной частью программ «Русский язык» и «Литературное чтение» в школах с русским языком обучения, рассчитанных на 4 года обучения в начальной школе и представляет собой основу для всего последующего обучения.

Базисный.учебный план по программе в 1 классе: чтение - 4 часа в неделю, письмо — 5 часов в неделю. Программа рассчитана на 20? часов (чтение - 9Й часов, письмо - 115" часов) обучения в 1 классе.

Программу обеспечивают:

1)            Программы по учебным предметам. Москва, «Академкнига/учебник, 2011

2)            Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков «Азбука. Методическое пособие. 1 класс», Москва, Академкнига/учебник, 2007;

3) Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков «Азбука. 1 класс. Учебник, по обучению грамоте и чтению» под ред. М.Л. Калдекчук, Москва, Академкнига/учебник.

4)Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков «Азбука. Тетрадь по письму (3 части). 1 класс», Москва, Академкнига/учебник

Содержание учебного предмета.(207 часов)

Подготовительный период.

Задачи добуквенного периода—— развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, составлять схемы. В добуквенный период ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв). Цель первого раздела («Говорим, рассказываем»)подготовка к чтению, развитие умения слышать звучащее слово, развитие устной речи детей. Рисунки на первых страницах азбуки задают тему беседы, побуждают детей к размышлениям и свободным высказываниям. Уже на первых уроках вводится схематическое изображение слова и предложения, начала и конца предложения. Дети учатся соотносить предмет и слово, которое его называет, слышать звуки, из которых состоит слово, узнают новые сведения о звуках и словах, предложение тексте, знакомятся с понятиями слог и ударение.

Букварный период.

В букварный период ведется работа по обучению чтению и письму, по развитию речи. Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), с другой стороны, учетом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, п, м, ш, д, в, буквы е, ё, б, з, я, х, ж, й, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ.

После введения и закрепления общего позиционного принципа чтения дети наблюдают отступления от установленной закономерности (при изучении букв х, ж, ч, ьцу ц, йотированных гласных, букв ь и ь). В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который дает возможность наблюдать спосо,бы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, т. е. заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.

Содержание второго раздела «Букваря» («Учим буквы - учимся читать») направлено на достижение целей обучения, перечисленных выше.

В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква: сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца

К окончанию курса «Обучение грамоте» учащиеся должны:

Подготовительный период:

Знать/понимать:

-              на уровне образных элементарных представлений структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

-              знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы - элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

Уметь:

- составлять предложения из 2-4 слов и рассказ^ из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

-              правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.

Основной звукобуквенный период:

Знать/понимать:

-              звуки русского языка делятся на гласные - ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные - ртосмыкатели, образующиеся с наличием :преграды; согласные делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные - на ударные й безударные;

-              слово представляет собой единство звучания и значения;

-              звучащее слово делится на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;

-              звуки речи в письменной речи могут обозначаться' с помощью условных графических символов (кружков, квадратов), но .люди издавна- договорились обозначать их буквами - тоже условными значками;

-              основные слова называют предметы, их признаки, действия, неосновные, то есть слова-помощники (предлоги, союзы) служат для связи основных слов в , предложении, графические символы их обозначения;

характеристику;

-              при анализе использовать практические приемы определения звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове;

-              делить слово на слоги; выделять и фиксировать из них ударный;

-              читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;

-              читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;

-              перекодировать звуковую форму слов из условно графической в буквенную и наоборот;

-              анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов-шаблонов;

-              правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;

-              писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;

-              выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;

-              при письме под счет чередовать напряжения мышц руки с расслаблением;

-              записывать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте;

—           выполнять узоры-бордюры и росчерки.

Заключительный период:

Знать/понимать:

—           структуру родной речи, иметь образные представления о единицах русского языка - звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц,

« фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;

—           графические системы печатных и письменных букв русского алфавита;

—           форму каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;

—           иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.

Уметь:

-              читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

-              отвечать на вопросы по содержанию прочитанного ;

-              пересказывать отдельные части текста (2-3 предложения);

-              озаглавливать прослушанный текст;

-              связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста, 2) письме по памяти, 3) письме под диктовку учителя;

—           ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, а именно:

-выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щц, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;

-              анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;

—           применять приемы: а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;

—           осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;

применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:'

-              осознавать роль языка и речи в жизни людей; .          ...            ...

-              эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; _

-              понимать эмоЦии других людей, сочувствовать, сопереживать;      :              :

-              высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов - тексты литературных произведений из «Букваря».

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-              определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-              проговаривать последовательность действий на уроке;

-              учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

-              учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

-              ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

-              находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-              делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-              преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

-              оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-              слушать и понимать речь других;

“ выразительно читать и пересказывать текст;

-              договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

-              учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

-              отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

-              осмысленно, правильно читать целыми словами;'*

-              отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

-              подробно пересказывать текст;

-              составлять устный рассказ по картинке;

-              называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

-              определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

-              обозначать мягкость согласных звуков на письме; определять количество букв и звуков в слове;

-            писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

- ставить пунктуационные знаки конца предложения;

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Обучение грамоте» 1 класс

 

Статус документа:

Рабочая программа учебного предмета «Обучение грамоте» составлена в соответствии с

1.            Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 6 октября 2009 г. №373 и учебным планом образовательного учреждения.

2.            Примерными программами по учебным предметам. Начальная школа в 2 ч. М.: Просвещение, 2011 – Начальная школа.

3.            Программой «Обучение грамоте» (авторы Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.– М.: Академкнига/Учебник, 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и являющейся адаптированной.

 

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Структура документа:

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков, требования к уровню подготовки учеников.

Пояснительная записка.

Цель: обучение детей первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

Задачи:

•             овладение графическим действием в период усвоения грамоты (на основе этого действия формирование навыков чтения и письма);

•             развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения;

•             усвоение форм печатных и письменных буквенных знаков.

Рабочая программа составлена на основе Обязательного минимума содержания образования, Примерной программы по обучению грамоте Агарковой Н.Г., Агаркова Ю.А. и Требований к уровню подготовки учащихся 1 класса с учетом регионального компонента и особенности школы. Региональный компонент отражен в содержании заданий и упражнений.

Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Программа разработана и в соответствии с теми принципами, которые сформулированы в концепции «Перспективная начальная школа» (то есть принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности). Она является составной частью программ «Русский язык» и «Литературное чтение» в школах с русским языком обучения, рассчитанных на 4 года обучения в начальной школе и представляет собой основу для всего последующего обучения.

Базисный.учебный план по программе в 1 классе: чтение - 4 часа в неделю, письмо — 5 часов в неделю. Программа рассчитана на 20? часов (чтение - 9Й часов, письмо - 115" часов) обучения в 1 классе.

Программу обеспечивают:

1)            Программы по учебным предметам. Москва, «Академкнига/учебник, 2011

2)            Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков «Азбука. Методическое пособие. 1 класс», Москва, Академкнига/учебник, 2007;

3) Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков «Азбука. 1 класс. Учебник, по обучению грамоте и чтению» под ред. М.Л. Калдекчук, Москва, Академкнига/учебник.

4)Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков «Азбука. Тетрадь по письму (3 части). 1 класс», Москва, Академкнига/учебник

Содержание учебного предмета.(207 часов)

Подготовительный период.

Задачи добуквенного периода—— развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, составлять схемы. В добуквенный период ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв). Цель первого раздела («Говорим, рассказываем»)подготовка к чтению, развитие умения слышать звучащее слово, развитие устной речи детей. Рисунки на первых страницах азбуки задают тему беседы, побуждают детей к размышлениям и свободным высказываниям. Уже на первых уроках вводится схематическое изображение слова и предложения, начала и конца предложения. Дети учатся соотносить предмет и слово, которое его называет, слышать звуки, из которых состоит слово, узнают новые сведения о звуках и словах, предложение тексте, знакомятся с понятиями слог и ударение.

Букварный период.

В букварный период ведется работа по обучению чтению и письму, по развитию речи. Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), с другой стороны, учетом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, п, м, ш, д, в, буквы е, ё, б, з, я, х, ж, й, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ.

После введения и закрепления общего позиционного принципа чтения дети наблюдают отступления от установленной закономерности (при изучении букв х, ж, ч, ьцу ц, йотированных гласных, букв ь и ь). В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который дает возможность наблюдать спосо,бы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, т. е. заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.

Содержание второго раздела «Букваря» («Учим буквы - учимся читать») направлено на достижение целей обучения, перечисленных выше.

В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква: сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца

К окончанию курса «Обучение грамоте» учащиеся должны:

Подготовительный период:

Знать/понимать:

-              на уровне образных элементарных представлений структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

-              знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы - элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

Уметь:

- составлять предложения из 2-4 слов и рассказ^ из 3-4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

-              правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.

Основной звукобуквенный период:

Знать/понимать:

-              звуки русского языка делятся на гласные - ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные - ртосмыкатели, образующиеся с наличием :преграды; согласные делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие, а гласные - на ударные й безударные;

-              слово представляет собой единство звучания и значения;

-              звучащее слово делится на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;

-              звуки речи в письменной речи могут обозначаться' с помощью условных графических символов (кружков, квадратов), но .люди издавна- договорились обозначать их буквами - тоже условными значками;

-              основные слова называют предметы, их признаки, действия, неосновные, то есть слова-помощники (предлоги, союзы) служат для связи основных слов в , предложении, графические символы их обозначения;

характеристику;

-              при анализе использовать практические приемы определения звонкости-глухости согласных звуков и ударного слога в слове;

-              делить слово на слоги; выделять и фиксировать из них ударный;

-              читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;

-              читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;

-              перекодировать звуковую форму слов из условно графической в буквенную и наоборот;

-              анализировать и практически конструировать и переконструировать печатные и письменные буквы на основе элементов-шаблонов;

-              правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;

-              писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;

-              выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;

-              при письме под счет чередовать напряжения мышц руки с расслаблением;

-              записывать правильно предложение и собственные имена при списывании и диктанте;

—           выполнять узоры-бордюры и росчерки.

Заключительный период:

Знать/понимать:

—           структуру родной речи, иметь образные представления о единицах русского языка - звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц,

« фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;

—           графические системы печатных и письменных букв русского алфавита;

—           форму каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;

—           иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.

Уметь:

-              читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

-              отвечать на вопросы по содержанию прочитанного ;

-              пересказывать отдельные части текста (2-3 предложения);

-              озаглавливать прослушанный текст;

-              связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста, 2) письме по памяти, 3) письме под диктовку учителя;

—           ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, а именно:

-выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щц, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;

-              анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;

—           применять приемы: а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;

—           осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;

применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:'

-              осознавать роль языка и речи в жизни людей; .          ...            ...

-              эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; _

-              понимать эмоЦии других людей, сочувствовать, сопереживать;      :              :

-              высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов - тексты литературных произведений из «Букваря».

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-              определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-              проговаривать последовательность действий на уроке;

-              учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

-              учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

-              ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

-              находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-              делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-              преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

-              оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-              слушать и понимать речь других;

“ выразительно читать и пересказывать текст;

-              договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

-              учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

-              отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

-              осмысленно, правильно читать целыми словами;'*

-              отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

-              подробно пересказывать текст;

-              составлять устный рассказ по картинке;

-              называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

-              определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

-              обозначать мягкость согласных звуков на письме; определять количество букв и звуков в слове;

-            писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

- ставить пунктуационные знаки конца предложения;

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Математика» 1 класс

Статус документа:

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии  с

1.            Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 6 октября 2009 г. №373 и учебным планом образовательного учреждения.

2.            Примерными программами по учебным предметам. Начальная школа в 2 ч. М.: Просвещение, 2011 – Начальная школа.

3.            Программой «Математика» (автор Чекина А.Л. – М.: Академкнига/Учебник, 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и являющейся адаптированной.

 

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Структура документа:

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков, требования к уровню подготовки учеников.

Пояснительная записка

Предлагаемый начальный курс математики призван не только ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий, но и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п. Другими словами, ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Программа рассчитана на расширенный уровень преподавания.

Основная дидактическая идея курса может быть выражена формулой: через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного. Это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или учебной ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. Это дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению таких заданий, с которыми ему не приходилось сталкиваться.

Отличительной чертой курса является значительное расширение изучения геометрического материала и изучения величин. При этом изучение арифметического' материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.

Место предмета математика в 1-м классе:

132 часа - 4 часа в неделю

Программу обеспечивают:

Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник

Юдина Е.П. Математика: Тетрадь для самостоятельной работы №1, №2. — М.: Академкнига/Учебник

Чекин А.Л. Математика: Методическое пособие для учителя. В 2 ч. М.: Академкнига/Учебник Юдина Е.П. Математика. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник

Содержание курса

1 класс (132 .ч) .              .

1.            Признаки предметов. Расположение предметов в: окружающем пространстве (10 ч)

Отличие предметов по цвету, форме, величине (размеру). Сравнение предметов по величине (размеру): больше, меньше, такой же. Установление идентичности предметов по одному или нескольким признакам. Объединение предметов в группу по общему признаку. Расположение предметов слева, справа, вверху, внизу по отношению к наблюдателю, их комбинация. Расположение предметов над (под) чем-то, ЯЯ№: (правее) чего-то, между одним и другим. Спереди (сзади) по направлению движения. Направление движения налево (направо)* вверх (вниз). Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют).

2.            Геометрические фигуры и их свойства (18 ч)

Первичные представления об отличии плоских и искривленных поверхностей. Знакомство с плоскими геометрическими фигурами: кругом* треугольником, прямоугольником. Распознавание формы данных геометрических фигур в реальных предметах. Прямые и кривые линии. Точка. Отрезок. Дуга. Изображение направленных отрезков (дуг) с помощью стрелок. Пересекающиеся и непересекающиеся линии. Точка пересечения. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые линии. Замкнутая линия как граница области. Внутренняя и внешняя области по отношению к границе. Замкнутая ломаная линия. Многоугольник. Четырехугольник. Пересечение прямых линий под прямым углом. Прямоугольник. Симметричные фигуры.

3.            Числа и цифры (28 ч)

Первичные количественные представления: один и несколько, один и ни одного. Число 1 как количественный признак единственности (единичности), т. е. наличие в единственном числе. Цифра 1.

Первый. Число 0 как количественный признак пустого множества. Цифра 0. Пара предметов. Составление пар. Число 2 как количественная характеристика пары. Цифра 2. Второй. Сравнение групп

предметов по количеству с помощью составления пар: больше, меньше, столько же. Сравнение чисел: знаки >, < или =. Числа и цифры 3, 4, 5. Третий, четвертый, пятый. Числа и цифры 6, 7, 8, 9. Шестой, седьмой, восьмой, девятый. Однозначные числа. Десяток. Число 10. Счет десятками. Десяток и единицы. Двузначные числа. Разрядные слагаемые. Числа от 11 до 20, их запись и названия.

4.            Сложение и вычитание (48 ч)

Сложение чисел. Знак «плюс» (+). Слагаемые, сумма и ее значение. Прибавление числа 1 как переход к непосредственно следующему числу. Прибавление числа 2 как двукратное последовательное прибавление числа 1. Аддитивный состав чисел 3, 4 и 5. Прибавление чисел 3, 4 и 5 как последовательное прибавление чисел их аддитивного состава. Вычитание чисел. Знак «минус» (-). Уменьшаемое, вычитаемое, разность и ее значение. Вычитание числа 1 как переход к непосредственно предшествующему числу. Вычитание по 1 как многократное повторение вычитания числа 1. Переместительное свойство сложения. Взаимосвязь сложения и вычитания. Таблица сложения однозначных чисел (кроме 0). Табличные случаи вычитания. Случаи сложения и вычитания с 0. Группировка слагаемых. Скобки. Прибавление числа к сумме как один, из случаев группировки слагаемых. Поразрядное сложение единиц. Прибавление суммы к числу. Способ сложения по частям на основе удобных слагаемых. Вычитание разрядного слагаемого. Вычитание числа из суммы. Поразрядное вычитание единиц без заимствования десятка. Увеличение (уменьшение)' числа на некоторое число. Разностное сравнение чисел. Вычитание суммы, из числа. Способ вычитания по частям на основе удобных слагаемых.

5.            Величины и их измерение (18 ч)

Сравнение предметов'по некоторой величине без ее измерения: выше-ниже, шире-уже, длиннее-короче, старше-моложё, тяжелее-легче. Отношение «дороже-дешевле» как обобщение-сравнений предметов по разным-величинам. Первичные представления о длине-пути и расстоянии. Их сравнение на основе понятий «дальше-ближе» и «длиннее-короче».

Длина отрезка. Измерение длины. Сантиметр как единица длины. Дециметр как более крупная единица длины. Сравнение длин на основе их измерения. Сложение и вычитание длин.

Первичные временные представления: части суток, времена года, раньше-позже, продолжительность (длиннее-короче по времени). Понятие о суточной и годовой цикличности: аналогия с движением по кругу.

6. Арифметическая сюжетная задача (10 ч)

Знакомство с формулировкой арифметической сюжетной задачи: условие и требование. Распознавание и составление сюжетных арифметических задач. Нахождение и запись решения задачи в виде числового выражения. Вычисление и запись ответа зад

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

•             Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

•             В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Математика» к концу первого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

•             количественный и порядковый смысл целого неотрицательного числа;

•             смысл действий (операций) сложения и вычитания над целыми неотрицательными числами;

•             взаимосвязь между действиями сложения и вычитания;

•             свойства сложения: прибавление числа к сумме и суммы к числу;

•             свойства вычитания: вычитание числа из суммы и суммы из числа;

•             линии: прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга;

•             замкнутые и незамкнутые линии;

•             внутренняя область, ограниченная замкнутой линией;

•             прямой угол;   •

•             многоугольники и их виды;

•             измерение длины отрезка;

•             все цифры;

•             знаки больше (>), меньше (<), равно (=);

•             названия всех однозначных чисел и чисел второго десятка, включая число 20;

•             знаки и термины^ связанные со сложением и вычитанием (+, —, сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое);               f              ;

•             переместительный закон сложения;

•             таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;

•             изученные геометрические термины (точка, линия, прямая, кривая, ломаная, отрезок, дуга, замкнутая, незамкнутая, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямой угол, прямоугольник);

•             изученные единицы длины (сантиметр, дециметр);

•             изученное соотношение между единицами длины (1 дм = 10 см);

•             термины, связанные с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ).

Уметь:

•             читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка;

*             • сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, < или =);

•             воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;

•             воспроизводить и применять переместительное свойство сложения;

•             воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулем;

•             распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, круг);

•             выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через разряд на уровне навыка;

•             выполнять сложение однозначных чисел с переходом через разряд и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;

•             чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;

•             определять прямые углы с помощью угольника;

•             определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;

•             строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;

•             находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;

•             выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см или 16 см);

•             распознавать и формулировать простые задачи;

•             составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

•             ориентироваться в окружающем пространстве (вверх, вниз, влево, вправо и др.);

•             выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;

•             пересчитывать предметы и выражать результат числом;

•             определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.           ,

 

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

•             Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

•             Проговаривать последовательность действий на уроке.

•             Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

•             Учиться работать по предложенному учителем плану.

•             Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

•             Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

•             Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

•             Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре),

•             Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

•             Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

•             Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

•             Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

•             Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

•             Слушать и понимать речь других.

•             Читать и пересказывать текст.

•             Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

•             Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критик

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Литературное: чтение» 1 класс

Статус документа: .

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение » составлена в соответствии  с

1.            Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 6 октября 2009 г. №373 и учебным планом образовательного учреждения.

2.            Примерными программами по учебным предметам. Начальная школа в 2 ч. М.: Просвещение, 2011 – Начальная школа.

3.            Программой «Литературное чтение» (автор Чуракова Н.А.– М.: Академкнига/Учебник, 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и являющейся адаптированной.

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

 

Структура документа:

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков, требования к уровню подготовки учеников.

Пояснительная записка

Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно¬композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как о созвучных словах, находящихся в конце строк; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства. Итогом первого года обучения является формирование мотива и начальных умений и навыков осознанного чтения и короткого устного высказывания (в рамках ответа на конкретный вопрос учебника). Дети получают общее представление о малых жанрах фольклора, о различиях прозы и поэзии, знакомятся с понятиями «автор» и «название» произведения; называют персонажей произведения, выражают свое отношение к происходящему в тексте, находят повторы и рифмы.

Главная задача обучения в 1-ом классе — формирование потребности и мотива чтения и совершенствование необходимых для этого умений и навыков «*“ остается актуальной и на протяжении следующих лет начального обучения.

 

Место предмета «Литературное чтение» в 1-м классе:

40 часов - 4 часа в неделю

Программу обеспечивают:

 

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник

Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник

Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное ’чтение. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.

Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка. Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).

Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств               мимики, движений, жестов.

смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

Библиографическая культура. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.

Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного, метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.

КРУГ ЧТЕНИЯ Малые жанры фольклора

Прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички.

Русские народные сказки

Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака». Кумулятивные сказки (сказки-цепочки): «Репка», «Теремок»*, «Три медведя»*, «Маша и медведь»*.

Русские писатели и поэты Л. Толстой «Косточка»*;

М. Горький «Воробьишко».

Современная русская и зарубежная литература Поэзия

А. Барто, Д. Хармс, Тим. Собакин, Э. Успенский, Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Лунин, И. Токмакова, С. Козлов, А. Дмитриев, А. Усачев, Е. Благинина, М. Бородицкая, А. Кушнер, С. Черный, С. Маршак, Дж. Ривз.

Проза

Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок);

Г. Остер «Эхо»;

С. Воронин «Необыкновенная ромашка»;

Ю. Коваль «Полет»*, «Снегири и коты»*, «Береза»;

Д. Биссет «Шшшшш!»*, «Бац»*, «Под ковром»;

Н. Друк «Сказка»;

Б. Заходер «Серая звездочка»*.

Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Литературное чтение» к концу первого года обучения

Учащиеся должны знать/ понимать: наизусть 3-4 стихотворения разных авторов; содержание произведений, прочитанных в классе.

Уметь:

читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;

понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста; отличать прозаическое произведение от стихотворного;

различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;

находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов; восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);

находить в книге_ страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»;

задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения. *

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».

Ожидаемые результаты формирования УУД:

В области общих учебных действий обучающиеся научатся:

•             ориентироваться в учебной книге, то есть читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице развороте; находить в специально выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию;

•             работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хрестоматией), ТО ЕСТЬ СОПОСТАВЛЯТЬ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ УЧЕБНИКА И РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ, УЧЕБНИКА И ХРЕСТОМАТИИ; НАХОДИТЬ НУЖНЫЙ РАЗДЕЛ ТЕТРАДИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ХРЕСТОМАТИИ.

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а)            в рамках коммуникации как сотрудничества:

•             работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

•             выполнять работу по цепочке;

б)           в рамках коммуникации как взаимодействия:

•             видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

•             понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;

•             обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с которым он согла

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«Изобразительное искусство» 1 класс

Статус документа:

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с

1.             Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 6 октября 2009 г. №373 и учебным планом образовательного учреждения.

2.             Примерными программами по учебным предметам. Начальная школа в 2 ч. М.: Просвещение, 2011 – Начальная школа.

3.             Программой «Изобразительное искусство» (автор Кузин В.С.– М.: Академкнига/Учебник, 2012), рекомендованной Министерством образования и науки РФ и являющейся адаптированной.

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Структура документа:

Рабочая программа включает четыре  раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков, требования к уровню подготовки учеников

Пояснительная записка

Программа Кузина В.С. Курс рассчитан на 33 часа (1 час в неделю).

Для реализации программного содержания используются:

  • Кузин В. С., Кубышкина Э. И.  Изобразительное искусство. 1 класс: учебник – М.:  Дрофа, 2011;
  • Кузин В. С., Кубышкина Э. И.  Изобразительное искусство. 1 класс: рабочая тетрадь – М.:  Дрофа, 2011;
  • Кузин В. С.  Изобразительное искусство. 1 класс:  книга для учителя – М.:  Дрофа, 2011.

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Содержание тем учебного курса.

Виды занятий:

  • Рисование с натуры (рисунок, живопись)
  • Рисование на темы
  • Декоративная работа
  • Лепка
  • Аппликация
  • Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Тема 1: «В мире волшебных красок»

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

· правила работы с акварельными, гуашевыми красками

· названия главных и составных цветов

· технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов

· правила работы с пластилином

· приём выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства

уметь:

· работать кистью

· выполнять декоративные цепочки

· рисовать узоры и декоративные элементы по образцам

· рисовать по памяти и представлению

· передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев

· лепить листья по памяти и представлению

· выполнять кистью простейшие элементы растительного узора

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

· самостоятельной творческой деятельности;

· обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

· овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Тема 2: «Мы готовимся к празднику»

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

· правила работы с акварельными, гуашевыми красками, цветной бумагой

· правила и технику выполнения орнамента

· технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов

· правила работы с пластилином

уметь:

· уметь рисовать овощи и фрукты по памяти и представлению

· выделять элементы узора в народной вышивке

· составлять узор из кругов и треугольников, последовательно наклеивать элементы композиции

· передавать в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов

· лепить фрукты по памяти и представлению

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

· самостоятельной творческой деятельности;

· обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

· овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Тема 3: «Красота вокруг нас»

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

· понятие «иллюстрация»

· элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца

· о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи

· элементы узора Хохломы, Гжели

уметь:

· выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет, выразить в иллюстрации своё отношение к сказке, её героям

· выполнять городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка

· изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги

· применять основные средства художественной выразительности (линию, пятно) в живописи

· выполнять хохломской узор, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов

· самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

· самостоятельной творческой деятельности;

· обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

· овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Тема 4: «Встреча с Весной–Красной»

Обобщённые требования к ЗУН по теме

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

· творчество А. Саврасова

· особенности работы с пластилином, правила лепки

· элементы геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку

· правила работы с гуашью, правила смешивания цветов

· приёмы работы, технику выполнения аппликации

уметь:

· передавать свои наблюдения и переживания в рисунке, рисовать на основе наблюдений или по представлению

· лепить птиц по памяти и представлению

· выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора

· рисовать с натуры разнообразные цветы

· составлять композицию аппликации, последовательно её выполнять

Использовать приобретенные знания и умения в практиче­ской деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

· самостоятельной творческой деятельности;

· обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

· оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

· овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Изобразительное искусство» к концу первого года обучения

Должны знать /понимать:

  • названия семи цветов спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
  • элементарные правила смешения основных цветов (красный и синий дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный и т.д)
  • о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей события;
  • с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).

Уметь:

  • правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
  • свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
  • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
  • правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
  • выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
  • применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
  • рассказать, устно описать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить своё отношение;
  • пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять простейшие композиции – аппликации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

§ чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

§ уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

§ понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

§ сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

§ сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

§ овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

§ умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

§ умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

§ овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

§ овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

§ использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

§ умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

§ умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

§ осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Перечень учебно-методического обеспечения.

  • Кузин В. С., Кубышкина Э. И.  Изобразительное искусство. 1 класс: учебник – М.:  Дрофа, 2011;
  • Кузин В. С., Кубышкина Э. И.  Изобразительное искусство. 1 класс: рабочая тетрадь – М.:  Дрофа, 2011;
  • Кузин В. С.  Изобразительное искусство. 1 класс:  книга для учителя – М.:  Дрофа, 2011.

 

 


Страница 7 из 7

Главное меню

Сведения об образовательной организации
Образование
Публичный отчет
Новости
Коллегам
Учебный процесс
Наши достижения
Странички классов
Ученикам
Родителям
Конкурсы и мероприятия
Полезная информация
Мы благодарим.....
Прием в школу
Карта сайта
Школьная профсоюзная организация

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 21 гостей