МКОУ СОШ с. Сергеевка

Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников... Н.И. Пирогов

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home Сведения об образовательной организации Образование Аннотации к рабочим программам 5-11 класс
Рабочие программы 5-11 класс

Пояснительная записка.

В настоящее время актуальна проблема экологического состояния природы. Эта проблема обострилась вследствие техногенных катастроф и аварий, экологически неграмотного ведения хозяйства (промышленного, лесного, водного, сельского) и безответственного отношения к природе. Нарастание экологического кризиса  придает  особую актуальность формированию у обучающихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучать в непрерывной связи с экологическими сведениями. Природа – это живая, чувствительная, очень сложная  система: даже самый тихий шаг для нее ощутим. От каждого из нас зависит, что остается в этом мире будущим поколениям. Дети – это будущие взрослые. Необходимо вложить в умы детей понимание того, что ответственность за все живое лежит на каждом человеке. Каждое растение, каждое животное играет огромную роль в саморегуляции любой экосистемы, а значит бесценно и для всей природы. Человек – сам часть природы. Без здоровой экологии не может быть здоровья у людей. Важно не только преподать ученикам естественнонаучные дисциплины, но и  создать все условия для воспитания заботливого отношения к здоровью окружающей среды и здоровью человека.   Данный курс по экологии призван изложить и полнее раскрыть неиспользованные резервы, расширить информационное поле учебного знания. Она позволяет выпускникам основной школы стать более компетентными  в понимании ценности здоровья и его роли в жизни и выборе профессии. Курс способствует и практической направленности, выражающейся в обеспечении знаний здоровьесберегающих факторов среды, образа жизни, поведения.

Цель курса: ознакомление учащихся с особенностями взаимодействия  человека и природы, с влиянием естественной среды и антропогенной среды на здоровье человека. Формирование активной экологической позиции у подрастающего поколения.

Задачи курса:

ü Повышение экологической грамотности учащихся;

ü Формирование у учащихся устойчивого осознания необходимости знаний о здоровье, как самом ценном даре, о бережном и грамотном  отношении к здоровью, а также среде жизни;

ü Развивать у учащихся умение осуществлять познавательную,  коммуникативную, практико-ориентированную деятельность в конкретной экологической ситуации;

ü Формирование умений определять связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью.

Содержательный материал курса поможет учащимся понять, почему
здоровье человека - физическое и духовное, - главное богатство человека, каким образом здоровье зависит не только от наследственности, но и от окружающей среды и от образа жизни, который ведет человек.

При изучении курса  «Здоровье человека и окружающая среда» учащиеся познакомятся со следующими видами профессий : эколог, врач, психолог, фармацевт-провизор, ученый-генетик, диетолог, технолог пищевой промышленности, архитектор.

Виды деятельности и самостоятельность учащихся.

Для  реализации данной программы необходимо использование учебного оборудования кабинета биологии: таблицы, слайды, приборы, компьютер,  видеофильмы, учебная литература, а также библиотечный фонд школы, различные виды самостоятельных работ, интернет ресурсы.

Наиболее приоритетными методами данной программы курса являются:
Исследование собственного организма, влияние на здоровье бытовых
условий, образа жизни, экстремальных условий. (Практические работы)

Другие виды работ.

Методы работы :словесный, исследовательский, поисковый, наглядный, практический, игровой, метод коллективного творчества.

В учебном плане на индивидуальные занятия по экологии в 7 классе выделено 34 часа в год из расчета 1-го учебного часа в неделю. В курс экологии для 7 класса включены уроки, посвященные загрязнению окружающей среды, борьбе с загрязнением. Здоровье и предупреждение болезней. О среде жизнедеятельности человека. О здоровом образе жизни. Для понимания учащимися сущности курса экологии в программу введены практические работы, проведение наблюдений, различные виды познавательной деятельности. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету биологии и др.естественных дисциплин.

Предполагаемые результаты обучения.

Учащиеся должны, научится объяснять смысл закона экологии «Все связано со всем»: связи здоровья природы со здоровьем человека, его умением учится и экологической грамотностью, как следует заботиться о здоровье человека и здоровье природы, правила сохранения слуха, зрения, роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия. Называть экологические проблемы в жизни природы и человека, опасности  для окружающей среды и здоровья человека, способы их предотвращения, правила экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни. Высказывать свое отношение к проблемам в области экологии, здоровья и безопасности. Стремится использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание программы:

I.  Введение- 2 час

1.  Естественная среда  и здоровье человека. Связь между природными условиями и  здоровьем человека. Качество воды, воздуха, почв, климатические условия ,то от чего зависит здоровье, трудоспособность и долголетие человека. Экологический туризм. Климат, характеристика климатических факторов. Микроклимат. Влияние на организм климатических факторов. Экстремальные условия.

II. Антропогенная среда и здоровье человека- 9 час.

Современное состояние природной среды. Атмосфера как часть природной среды. Загрязнение атмосферы. Последствия загрязнения атмосферы. Кислотные дожди. Накопление вредных для здоровья веществ в пресной воде, почве, растениях, человеке. Охрана вод, почв. Радиация в биосфере. Экологические проблемы и как с ними бороться. Растения и здоровье человека. Загрязнение пестицидами продуктов питания. Их  классификация.

III.  Среда жизнедеятельности человека - 16 часов.

Образ природы в культуре России. Ландшафт как фактор здоровья. Природа биологических ритмов. «Совы» и «Жаворонки». Погода и самочувствие. Здоровье и болезнь. Здоровье и факторы риска болезни. Жизнедеятельность здорового человека. Практическая работа №1 «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья». Экскурсия в лес.  Как получить заряд энергии от дерева. Найди свое дерево. Лечение плашками деревьев. Легенда о друидах. Ядовитые лекарственные растения и их применение. Поселение как среда жизни. Среда жилого помещения. Конференция на тему: «Мой дом – моя крепость». Практическая работа №2. «Факторы  жилой среды. Экологический паспорт нашей квартиры». Опасность химического отравления. Влияние звуков на здоровье человека. Шум и здоровье человека. Исследовательская работа на тему «Шум – источник заболеваний. Профилактика «шумовых» болезней. Природная среда – источник  инфекционных заболеваний. Не инфекционные эндемические заболевания. Лихорадка Западного Нила.

IV. Здоровый образ жизни   5час.

Труд, профессия и здоровье. Профессиональные заболевания. Их профилактика. Семья и здоровье. Забота о подрастающем поколении. Закаливание. Культура питания. Практическая работа№3 «Основы рационального питания. Нормы питания.»  Витамины – БАВ. Их  роль в питании  и рационе человека . СПИД – коварная болезнь. Практическая работа№4 «Пути переноса ВИЧ (ролевая игра)». Алкоголизм и наркомания – болезнь химической зависимости. Профилактика. Табакокурение и последствия табакокурения .

V. Заключение - 2 часа.

Культура движения. Сколько жить человеку. Старение организма.

Биотехнология.  Лекарства.

 

Медицина будущего. Профессия - врач. Заботы эколога.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «География России. Население и природа» составлена на основании Примерной программы основного общего образования по географии 6-11 классы для общеобразовательных учреждений, под редакцией А.И. Алексеева – М: «Дрофа», 2010 и авторской программы на основании учебника под редакцией А.И. Алексеева «География России. Население и природа 8 класс». Москва. Дрофа. 2011г. и рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

ü освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

ü овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные информационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

ü развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

ü воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

ü формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

ü сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

ü ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

ü соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (результаты обучения). В результате изучения географии ученик должен знать/понимать:

ü основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

ü географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

ü различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

ü специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

ü природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

ü выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

ü находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

ü приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

ü составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

ü определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

ü применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ü ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

ü учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

ü наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

ü решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

ü проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, информационных.

Используемый УМК:

ü А.И. Алексеев.  География России. Население и природа. 8 класс – М.: Дрофа, 2011.

ü Атлас. География России. Население и природа. 8 класс. А.И. Алексеев. Дрофа, 2009

ü Контурная карта. 8 класс – М.: Дрофа, 2009.

 

Содержание

Кол-во часов

Сам. раб.

Практ. раб.

Введение. Раздел 1. Пространства России

6

1

3

Раздел 2. Природа и человек

39

7

8

Тема 1. Рельеф и недра

5

1

1

Тема 2. Климат

6

1

3

Тема 3. Богатство внутренних вод России

4

1

3

Тема 4. Почвы – национальное достояние страны5

5

1

1

Тема 5. В природе все взаимосвязано

4

1

-

Тема 6. Природно-хозяйственные зоны

11

1

-

Тема 7. Природопользование и охрана природы

4

1

-

Раздел 3. Население России

21

4

3

Тема 8. Сколько нас – россиян?

3

1

2

Тема 9. Кто мы?

2

-

-

Тема 10. Куда и зачем едут люди?

4

1

1

Тема 11. Человек и труд

1

-

-

Тема 12. Народы и религии России

6

1

-

Тема 13. Где и как живут люди?

5

1

-

Резерв

1

-

-

Итоговый контроль знаний К\р

1

-

-

Итого

68

12

14

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена учителем на основе базовой программы под ред. В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», ГИЗ «Владос», Москва, 2000г.

Изучение «Географии материков и океанов» позволя­ет учителю затронуть проблемы взаимоотношения и экономичес­кого сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Се­верной Америки, странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В этом разделе  изучае­мые страны сгруппированы по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При объяснении материала целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, уси­лив страноведческий подход к рассмотрению большинства тем.

В 8 классе изучаются государства - бывшие союзные республи­ки. Здесь необходимо уделить внимание страноведению, ознакомить с особенностями хозяйственной деятельности, быта, культуры людей, проживающих в этих странах.

Данная программа - основа, с помощью которой можно создать индивидуальную учебную программу по географии, отражающую особенности конкретного региона и одновременно обеспечивающую необходимый общеобразовательный географический минимум зна­ний.

Цель: всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире.

Задачи:

Образовательные

· Дать элементарные научные  и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве  России, зарубежных стран, своего края.

· Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.

· Помочь усвоить правила поведения в природе.

Воспитательные:

· Содействовать  патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.

· Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

Корреционно-развивающие:

· Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

· Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

· Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

ü Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский оке­аны и их хозяйственное значение;

ü особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка;

ü государства, их положение на материке, основное население и столицы;

ü особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, ресурсы, основное население и сто­лицы этих государств.

Учащиеся должны уметь:

ü определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описа­ние их природных условий;

ü находить на политической карте изученные государства и сто­лицы, переносить названия на контурную карту;

ü показывать на географической карте из приложения к учебни­ку океаны, давать им характеристику;

Содержание

Кол-во часов

Сам. раб.

Практ. раб.

Раздел 1 Введение

1

-

-

Раздел 2. Мировой океан

5

-

3

Раздел 3. Африка

12

1

2

Раздел 4. Австралия

7

1

2

Раздел 5 Антарктида

7

1

2

Раздел 6. Америка

19

2

4

Раздел 7. Евразия

14

1

3

Резерв

1

-

-

Итоговый контроль знаний (К\Р)

1

-

-

Итого

68

6

16

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основании Примерной программы основного общего образования по географии 2004 года.

Курс «География. Страноведение» рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю) в 7-х классах средней школы для обучения учащихся, прошедших курс географии 6-го класса, как по традиционной, так и по альтернативной программам, например «История географических открытий», а также тех, кто не обучался географии в 6-м классе.  В содержании курса  учитываются уже полученные школьниками при изучении  «Истории Древнего мира» сведения о народах, государствах, занятиях людей, их религии и культуре в древности.

Программа курса согласуется с программами курсов «Общее землеведение» (6-й класс; авторы – О.А. Климанова, В.В. Климанов) и «География России» (8-9-е классы), созданной авторским коллективом под руководством А.И. Алексеева.

В ходе изучения курса «География. Страноведение» формируется целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов.  С другой стороны, через изучение различных стран мира дается представление о разных типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной и др. В центре содержания курса находится человек, а также «человеческие сообщества» – страны.

Курс «География. Страноведение» содержит в себе географические характеристики стран мира (включая страны СНГ) и основные сведения о терминах и понятиях, используемых, прежде всего в физической географии. Суть страноведческого подхода (так называемой теории комплексного географического страноведения) состоит в том, что процессы и явления, происходящие на Земле как планете и на политической карте мира, рассматриваются сквозь призму отдельных стран, объясняются особенностями природы, истории, населения, хозяйства и культуры стран и регионов.

Содержание программы подразумевает наличие и других форм подачи материала, в том числе сравнительная характеристика двух стран, самостоятельная работа учащихся по изучению региона и практические работы, основанные на работе с различными источниками географической информации, в первую очередь картографическими.

Требования к уровню подготовки.

Планируемые результаты обучения  по теме  «Введение»

Учащиеся должны уметь:

ü объяснять значения понятий: физическая география, экономическая и социальная география, страноведение, государство, колонии, монархии, республика, унитарное государство, федеративное государство;

ü давать характеристику «Политической карты мира» — по масштабу, охвату территории, содержанию;

ü находить и показывать по карте различные государства, определять пограничные соседние государства;

ü приводить простые примеры различий между государствами по географическому положению, размерам и конфигурации территории;

ü находить и подбирать различные источники информации и извлекать нужную информацию;

ü показывать по карте материки и части света, границу между Европой и Азией, страны, упоминающиеся в параграфах.

Планируемые результаты обучения по теме «Население мира»

Учащиеся должны уметь:

ü объяснять значения понятий: численность населения, плотность населения, языковая семья, городское и сельское население, урбанизация;

ü показывать по карте предполагаемые пути
расселения человечества на Земле;

ü называть причины переселения людей в прошлом и в настоящее время;

ü давать характеристику изменений численности населения Земли по таблице;

ü приводить примеры частей света и стран с разной плотностью населения, используя карту уютности. Давать характеристику карты «Плотность населения»;

ü объяснять расовые отличия разных народов мира;

ü приводить примеры различий между разными народами (этносами). Давать характеристику карт «Народы мира», «Религии мира», «Языковые семьи»;

ü приводить примеры и объяснять различия между городским и сельским образом жизни;

ü называть и показывать по карте географическую номенклатуру, выделенную в тексте.

Планируемые результаты обучения по теме «Хозяйственная деятельность людей»

Учащиеся должны уметь:

ü объяснять значения понятий: первичные, вторичные, третичные виды хозяйственной деятельности (первичный, вторичный, третичный секторы экономики), промышленность, добывающая и обрабатывающая, растениеводство, животноводство, сфера услуг;

ü приводить примеры различных видов деятельности людей и объяснять различия между ними;

ü называть причины изменений хозяйственной деятельности.

Планируемые результаты обучения по теме:  «Природа Земли и человек»

Учащиеся должны уметь:

ü объяснять значения понятий: платформа, области складчатости, сейсмические пояса, основные и переходные климатические пояса, климатообразующие факторы, климатические области, Мировой океан, морские природные комплексы;

ü читать и анализировать карты «Строение земной коры», климатические карты; определять по карте и объяснять закономерности размещения осадочных и рудных полезных ископаемых;

ü давать характеристику климата, выбирая и используя соответствующие карты;

ü читать и анализировать климатограммы, давать характеристику климатических областей по климатическим диаграммам;

ü приводить примеры влияния рельефа и климата на жизнь людей;

ü называть наиболее значимые этапы изучения Мирового океана;

ü доказывать примерами влияние Мирового океана на жизнь планеты и людей;

ü показывать по карте географические объекты, упоминаемые в тексте учебника.

Планируемые результаты обучения по разделу  «Материки, океаны и страны мира»

Учащиеся должны уметь:

ü показывать по карте отдельные материки и части света, океаны и определять их географическое положение, используя типовой план;

ü называть факторы, определяющие географическое положение частей света, отдельных субрегионов и стран;

ü называть и показывать регионы Европы, Азии, Африки, Америки;

ü приводить примеры, доказывающие влияние  географического положения на природу материка, крупного региона, страны;

ü называть характерные особенности природы материков и океанов;

ü давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа;

ü приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих страны мира, а также хозяйственную деятельность людей в океанах;

ü объяснять характерные особенности природы отдельных регионов мира, используя карты, схемы, слайды;

ü определять по карте народы, населяющие ту или иную территорию;

ü давать описания характерных географических объектов, достопримечательностей отдельных субрегионов и стран, используя различные источники информации;

ü называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятниками всемирного природного и культурного наследия;

ü показывать по карте территорию отдельных регионов мира, ее границы по природным объектам, основные формы рельефа, реки, озера;

ü характеризовать береговую линию, называя географические объекты;

ü выявлять черты различия природы Азии и Европы;

ü давать сравнительную характеристику природы Северной и Южной Америки;

ü объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты;

ü называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа;

ü давать физико-географическую характеристику их природы по типовому плану;

ü на основе использования разнообразных источников информации выявлять отличительные особенности природы, населения и хозяйства стран и народов.

Содержание

Кол-во часов

Сам. раб

Практ. раб.

Раздел 1. Введение

4

-

3

Раздел 2. Земля – планета людей

13

2

4

Тема 1 «Население мира»

6

1

2

Тема 2 «Хозяйственная деятельность людей»

2

-

-

Тема 3 «Природа Земли и человек»

5

1

2

Раздел 3. Материки, океаны и страны мира.

48

5

31

Тема 4. «Евразия»

3

-

3

Тема 5. «Европа»

13

1

10

Тема 6. «Азия»

8

1

5

Тема 7 «Африка»

6

1

4

Тема 8. «Америка – Новый Свет»

10

1

4

Тема 8. «Австралия и Океания»

5

1

3

Тема 9. «Полярные области Земли»

3

-

2

Раздел 4. Человек и планета: история взаимоотношений

2

-

-

Итоговый контроль знаний

1

-

-

ИТОГО

68

7

38

 

Материально – техническое обеспечение:

ü атласы, контурные карты, географические  карты

ü Технические средства обучения (компьютер, проектор, принтер);

Список литературы:

Основная литература:

ü базовый учебник: О.А. Климановой,  Э.В. Ким «География. Страноведение» 7 класс. Издательство «Дрофа», 2011

ü контурная карта и атлас О.А. Климановой.

Дополнительная литература:

ü ресурсы Интернет: сайт «Открытый класс», www.informatik.kz, www.drofa.ru, www.pedsovet.ru, www.nsportal.ru

ü Тематическое планирование. География. Линия учебников О.А.Климановой, А.И.Алексеева. М.: Дрофа, 2008.

ü Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.  Материки, океаны, народы и страны. М.: «ВАКО», 2005.

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основании Примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (6-7 кл.) 2004г., авторской программы по географии для 6 класса: О.А.Климанова, В.В. Климанов «Землеведение» 6 класс, М.: «Дрофа», 2010.

Курс география в 6 классе предполагает ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и хозяйственной деятельности населения. Нацеливание учащихся на приобретение как привычных практических навыков ориентирования на местности и по карте, так и столь же необходимых навыков грамотного географического наблюдения за действительностью. Приобретение собственных навыков поможет учащимся более полно осознать историю открытия и освоения нашей планеты.

Предлагаемые практические работы нацелены на формирование у учащихся первоначальных навыков работы с картой – основным источником географической информации, а также рисунками и профилями. При работе с картами основное внимание уделяется первому этапу в работе с картографическими материалами – знакомству с основным содержанием карты, выявлению основных картографируемых явлений и объектов и использованию карты для решения простейших географических задач – определения местоположения объекта и составления несложной географической характеристики.

Изучение географии в 6 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

ü Освоение знаний об основных географических понятиях, теоретических особенностях природы, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

ü Овладение умениями ориентироваться на местности, использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

ü Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

ü Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

ü Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально – ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды, как сферы жизнедеятельности.

Основная цель курса – заложить основы географического образования учащихся. Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели можно сформулировать следующим образом:

ü Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

ü Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

ü Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

ü Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе.

В результате изучения географии ученик должен

Знать/понимать:

ü Основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

ü Географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека.

Уметь:

ü Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

ü Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

ü Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

ü Определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

ü Ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

ü Учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

ü Наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей деятельности;

ü Проведение самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников; картографических и  статистических.

Программа рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю. Программа имеет 4 содержательных раздела: «Земля во вселенной», «Развитие географических знаний о земной поверхности», «Природа Земли», «Географическая оболочка – среда жизни».

Содержание

Кол-во часов

Сам. раб

Практ. раб.

Раздел 1. Земля во вселенной

9

2

1

Тема 1: «Земля – планета Солнечной системы»

4

1

-

Тема 2: «Изображение Земли на глобусе»

5

1

1

Раздел 2: Развитие географических знаний о земной поверхности

13

2

6

Тема 3: «Путешествия и их географические отражения»

8

1

4

Тема 4: «История открытия и освоения Земли»

5

1

2

Раздел 3: Природа Земли

33

5

16

Тема 5 «Как устроена наша планета»

5

1

1

Тема 6 «Внутреннее строение Земли»

6

1

4

Тема 7: «Рельеф Земли»

6

1

4

Тема 8: «Атмосфера и климат Земли»

10

1

5

Тема9: «Вода – кровеносная система Земли»

6

1

2

Раздел 4: Географическая оболочка – среда жизни

12

3

5

Тема 10: «Живая планета»

4

1

2

Тема 11: «Географическая оболочка и ее закономерности»

4

1

1

Тема 12: «Природа и человек»

4

1

2

Итоговый контроль знаний

1

ИТОГО

68

12

28

Резервное время можно использовать на повторение пройденных тем.

В преподавании курса географии используются следующие формы работы с учащимися: подготовка сообщений и рефератов, выполнение практических, самостоятельных (проверочных работ), исследовательская деятельность, работа в группах.

Материально – техническое обеспечение:

ü Таблицы, плакаты, атласы, контурные карты, карты

ü Технические средства обучения (компьютер, проектор, принтер);

Список литературы:

Основная литература:

ü базовый учебник: О.А. Климановой, М.Н. Белова, Э.В. Ким «География. Земледелие» 6 класс. Издательство «Дрофа», 2008

ü контурная карта и атлас О.А. Климановой.

Дополнительная литература:

 

ü ресурсы Интернет: сайт «Открытый класс», www.informatik.kz, www.drofa.ru, www.pedsovet.ru, www.nsportal.ru

 


Страница 1 из 13

Главное меню

Сведения об образовательной организации
Образование
Публичный отчет
Новости
Коллегам
Учебный процесс
Наши достижения
Странички классов
Ученикам
Родителям
Конкурсы и мероприятия
Полезная информация
Мы благодарим.....
Прием в школу
Карта сайта
Школьная профсоюзная организация

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 94 гостей