МКОУ СОШ с. Сергеевка

Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников... Н.И. Пирогов

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home Сведения об образовательной организации Образование Аннотации к рабочим программам 5-11 класс
Рабочие программы 5-11 класс

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Примерных программ по русскому языку для ОУ с русским языком обучения (Москва: «Дрофа», 2007 г.) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования; авторской программы по русскому языку М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой, Г.А.Богдановой, В.В.Львова 2010 года.

Программа по русскому языку авторов М.М. Разумовской и др. отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.

Программа соответствует главной цели обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении, которая  состоит в том, чтобы:

· обеспечить языковое развитие учащихся,

· помочь им овладеть речевой деятельностью:

ü сформировать умения и навыки грамотного письма, рационально­го чтения, полноценного восприятия звучащей ре­чи,

ü научить их свободно, правильно и выразитель­но говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе рас­ширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осоз­нать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой де­ятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Теоретическую основу обучения связной речи со­ставляют три группы понятий:

ü текст:   смысловая  цельность,   относительная законченность    высказывания    (тема,    основная мысль), формальная связность (данная и новая ин­формация,  способы и  средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;

ü стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

ü функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.

Уточнены и приведены в систему умения связ­ной речи. Они отобраны и сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности. Для каж­дого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельнос­ти: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием выска­зывания (устного и письменного), совершенствова­нием устного и письменного высказывания.

Содержание обучения связной речи (объем зна­ний и основных умений) в программе изложено изолированно, однако предполагается изучение этого раздела параллельно с языковыми темами курса на протяжении всего учебного года.

Речевая направленность курса усилена и в язы­ковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы,    понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи, особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Предусматривается систематическая paбота по орфоэпии.

Помимо указанных особенностей курса, надо отметить еще следующие.

· Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как  переходный от  начального этапа учения к основному; 5—7 классы имеют  морфолого-орфографическую направленность, включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику, словообразование; 8—9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации. Некоторое изменение традиционной структура курса объясняется стремлением создать более бла­гоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причас­тие и деепричастие изучаются в б классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.

· Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

Помимо ставшего уже привычным внимания значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной се­мантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их един­стве.

· Речевая направленность курса предполагает формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство  с  изобразительными  возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использо­ванием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

· Каждый год обучения    строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий програм­мный материал в логике его развития.

Распределение часов по темам примерное и кор­ректируется учителем с учетом хода усвоения учеб­ного материала учащимися.

Статус документа

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта (основного общего образования) на основе авторской программы по русскому языку М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой, Г.А.Богдановой, В.В.Львова 2010 года.

Количество часов на предмет предусмотрено в соответствии с Федеральным базисным учебным планом. В связи с этим вопрос о содержательном элементе в значительной степени предопределён Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования – регламентирующим документом Министерства образования и науки РФ.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения программа под редакцией Разумовской М.М. направлена на усиление речевой направленности курса. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Программа предусматривает уточнение и приведение в систему умения связной речи, которые отобраны и сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности.

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя.

Содержание и структура материала 6 класса имеют морфолого-орфографическую направленность и включают вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование.

Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению.

Программа предусматривает двухступенчатую структуру обучения: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ СОШ №42. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VI классе – 204 часа.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

2.Календарно-тематическое планирование

На освоение содержания программы в 6 классе федеральным базисным учебным планом отведено 6 часов в неделю, т.е.  204 часа в год.

Планирование предназначено для работы по учебнику: «Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/   под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2008».

Учебник содержит два раздела: 1)«Язык. Правописание. Культура речи»; 2)«Речь». Планирование составлено так, что эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме.

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами.

Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие компоненты: уроки развития речи -40, контрольные работы- 6, контрольные диктанты -7,контрольные сочинения -2, контрольные изложения -2, письма по памяти -5, словарные диктанты - 8.

Информация о  расхождении в распределении часов учебного времени

в календарно-тематическом планировании и Программе по русскому языку

под редакцией М.М.Разумовской, В.И.Капинос, С.И.Львовой, Г.А.Богдановой, В.В.Львова:

6 «б» класс

Раздел, тема

Кол-во часов в Программе

Кол-во часов в КТП

Примечание

О языке

 

1

1

Программа рассчитана на 5 ч. в неделю (170 ч. в год), календарно-тематическое планирование – на 6 ч. в неделю (204 ч. в год). В связи с этим увеличено количество часов учебного времени на более сложные разделы («Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов», «Местоимение», «Речь»)

Речь

38

40

Закрепление и углубление изученного в 5 классе

Грамматика (2 ч.)

Правописание (15 ч.)

Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов (40 ч.)

 

57

74

Морфология. Орфография (73 ч.)

Причастие и деепричастие (40 ч.)

Имя числительное (10 ч.)-10

Местоимение (19 ч.)-24

 

73

89

Резервные часы

 

1

 

Всего

170

204

 

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала учащимися или в связи с другими объективными причинами

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе федерального государственного стандарат общего образования,утвержденного приказом Минобразования России от 6 октября 2009 г №373 и Примерной программы для основной школы «Русский язык» авторов М.М.Разумовской,С.И.Львовой и др (М.:Дрофа,2012). Количество часов на изучение русского языка на этапе основного общего образования в 5 класс (из расчета 5 ч.в неделю)-170,что предусмотрено федеральным базисным (общеобразовательным)учебным планом. Вопрос о содержательном элементе предопределен ФГОС основного общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития.

Общая характеристика предмета

Русский язык-уникальное по своей специфике и социальной значимости явление: это средство общения и форма передачи  информации,средство хранения и усвоения знаний, часть духовной культуры русского народа, средство приобщения к богатству русской культуры.Русский язык-государственный язык РФ, средство межнационального общения и консолидации народов РФ.

Владение родным языком,умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как способ познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка,развивает абстрактное мышление,память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний,русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других дисциплин, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Коммуникативная компетенция-овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для  данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая компетенции-освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении;овладение основными нормами;обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция-осознание языка как формы выражения национальной культуры,взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения норм языка,речевого этикета.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой  компетенций.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

· развитие и воспитание школьника, его социализация, развитие интеллектуальных качеств; формирование ценностной ориентации – осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; формирование любви и уважения к русскому языку, развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

· овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности; развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; овладение русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам;

· освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; освоение стилистических ресурсов русского языка, овладение его основными изобразительно-выразительными средствами;

· формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; осуществлять информационный поиск, извлекать, преобразовывать необходимую информацию, работать с текстом, производить его информационную переработку;

.Предполагаемые результаты:

Курс русского языка направлен на реализацию личностно-ориентированного,когнитивно-коммуникативного,деятельностного подходов к обучению родному языку и на достижение личностных результатов:

· воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры,основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

· Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие готовности и способности к речевому взаимопониманию и взаимодействию, потребности к речевому самосовершенствованию

· Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании, об основных нормах русского литературного языка ,русском речевом этикете.

· Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения, работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать информацию

Метапредметные универсальные учебные действия

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции,которую русский язык выполняет в системе школьного образования.В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать универсальные учебные действия(УУД),которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие УУД: коммуникативные(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), регулятивные(умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию), познавательные(сравнение и сопоставление, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация, умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом)

Предметные результаты

Структура документа

Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. V класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; VI - VII классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; VIII- IХ классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и ответствующих правил пунктуации.

Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности  родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует  знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в классических  образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Основные умения

К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

по фонетике и графике: определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать буквы и звуки свободно пользоваться алфавитом;

по орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; называть  буквы алфавита; употребительные слова изученных частей речи, в том числе термины русского языка;

по лексике: толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем;

по словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различие в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов;

по морфологии: различать части речи; знать и указывать специфические морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения;

по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и не проверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о -ѐ после шипящих в корне, чередующихся а-о, е -и в корнях типа -раст-  -рос-, -лаг- - лож-, -мер-  - мир-, -тер- -тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т.д.), приставки на з и с (раз- - рас-; из- - ис - и др.); знать смешиваемые на письме безударные окончания существительных, прилагательных  и глаголов, обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи -ши, ча -ща, чу -щу; -чк-,-чн,- нч-, рщ-; верно употреблять разделительные ъ и ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами.

по синтаксису: выделять словосочетания в предложении, определяют главное и зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов.

по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединительными союзами а, и, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже; пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Основные умения по разделу «Речь».

Чтение. Осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля.

Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему, основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи – описание предмета, повествование, рассуждение. Определять стиль (разговорный, художественный, деловой); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.

Воспроизведение текста. Подробно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение; сохранять их строение (типы речи и стиль). Сжато пересказывать (устно и письменно) тексты такого же строения.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания; развивать мысли в пределах абзаца с помощью зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения (описание предмета или животного, повествование и рассуждение на темы из жизни учащихся). Составлять деловые инструкции, объявления.

Совершенствование текста. Находить и исправлять недочѐты в содержании высказывания и его построении.

Формы контроля

Уровень знаний учащихся по предмету гуманитарных дисциплин проходит в течение года контроль. Контрольные работы включают диктанты, сочинения, изложения и  тестовый контроль за усвоением грамматических тем, они содержат такие типы заданий, способ выполнения которых должен быть усвоен учащимися в ходе изучения соответствующей темы.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Методические материалы в сети

· Русский язык: Учеб. Для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.  Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2006.

· DVDдиск. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 класс.

.DVD Русский язык 5 класс (к учебнику Разумовской)

Рабочая тетрадь к учебнику Разумовской 5 класс

· Гостева Ю.Н. Поурочные разработки к учебнику…-М.:Дрофа, 2004

· Справочно-информационный портал «Русский язык»-http// www.gramota/ru

· Издательский дом «Первое сентября» www.rus.1september/ru

· Культура письменной речи- www.gramma/ru

· Словесник- www.slovesnik-oka.narod.ru

·

Средства обучения:

· Толковые словари по русскому языку;

· Словари лингвистических терминов;

· Раздаточный и дидактический материал;

· Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;

· Печатные пособия;

· Портреты лингвистов

· Таблицы по русскому языку.

Методическое обеспечение:

1.Библиотека учителя. Русский язык. Поурочное планирование к учебникам под редакцией М.М.Разумовской и П.А. Леканта 5-9 классы. Дрофа, М.2003.

2.О.В. Беляева, О.А. Даценко. Универсальные поурочные разработки по русскому языку  5 класс, Москва, «Вако »,2007

3.Русский Язык. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской, С. И. Львовой, В.И.Капинос и др.  Составитель Н.О. Крамаренко. Изд. «Учитель». Волгоград, 2007

4. Т.А. Костяева. Тесты, проверочные работы по русскому языку. 5 класс

5. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 5 класс.

6. А.Б Малюшкин. Москва, 2002

7.Поурочные разработки по русскому языку /К учебнику М.М.Разумовской и др. "Русский язык. 5 класс" под ред.Е.П.Петрухиной, М.В.Петрухиной. Изд-во "Экзамен", М.2011.

Мультимедийные пособия: Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5 класс.

Электронные учебные пособия.

Данная рабочая программа по русскому языку для 5-го  класса составлена в соответствии с программой для ОУпод ред. Е.И.Харитоновой «Русский язык. 5-9,10-11 классы», Москва: «Дрофа», 2010 год, примерными программами по русскому языку Федерального компонента государственного стандарта, М.: «Дрофа», 2007 г. На изучение русского языка по базисному учебному плану выделяется 210 часа (6 часов в неделю х 35 учебных недель), что соответствует авторской программе М.М. Разумовской.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная

культура» (11 класс) разработана на основе примерной федеральной программы по мировой художественной культуре, рекомендованной  Министерством образования и науки РФ.

Изучение МХК осуществляется в рамках базового курса, опирается на федеральный компонент государственного стандарта об­щего образования и рассчитан на 1 час в неделю (34 часов в год).

В рамках изучения предмета используется следующий учебно – методический комплект:

1. Мировая художественная культура. 11 класс. Ч.1: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

2. Мировая художественная культура. Программы курса. 5-9 классы. 10-11 классы. Л.А.Рапацкая.-М.: Гуманитар. изд.центр Владос, 2010.

3. МХК. 10 11 класс. Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой «Мировая художественная культура. 10-11 класс.»/ Сост. А.В.Хорошенкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.

4. Электронное  средство учебного назначения, разработанное к учебникам МХК для 10-11 классов (Министерство образования Российской Федерации, ЗАО «Новый Диск», 2003).

5. Учебное электронное  издание по курсу «Культурология» (Министерство   образования Российской Федерации, ЗАО «Новый Диск», 2003)

Цели и задачи изучения курса МХК на базовом  уровне:

Приоритетными задачами и целями изучения МХК на базовом уровне являются:

■ развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

■     воспитание художественно-эстетического вкуса, по­требности в освоении ценностей мировой культуры;

■    освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

■    овладение умением анализировать произведения ис­кусства, оценивать их художественные особенности, вы­сказывать о них собственное суждение;

■  использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования соб­ственной культурной среды.

Содержание курса:

Важнейшей особенностью содержания курса МХК в 11 классе является представленная в нем широкая панорама развития мировой художественной культуры современности. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное — выработать устойчивые представле­ния о художественной картине мира на всем протяжении ее развития. Кроме того, такой путь изучения курса по­зволит учащимся выявить и осознать причины вы­движения на первый план того или иного вида искусства в конкретную культурно-историческую эпоху, а также увидеть «прорастания» древних пластов культуры в ис­кусстве настоящего времени. Исторический путь изуче­ния курса позволит также понять закономерности смены художественных эпох, стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира.

Особое внимание уделяется знакомству с основными этапами развития отечественной (русской и националь­ной) художественной культуры как с уникальным и само­бытным явлением, имеющим непреходящее мировое зна­чение. Эта особенность построения курса МХК продиктована спе­цификой искусства, обладающего универсальным язы­ком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способству­ет пониманию друг друга, воспитывает взаимное уваже­ние с помощью вечных, непреходящих ценностей миро­вой культуры.

Требования к уровню подготовки:

В результате изучения мировой художественной культуры на базовом уровне (11 класс) обучающийся  должен знать/понимать

· основные виды и жанры искусства;

· изученные направления и стили мировой художественной культуры;

· шедевры мировой художественной культуры;

· особенности языка различных видов искусства;

уметь

· узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

· устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

· пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

· выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· выбора путей своего культурного развития;

· организации личного и коллективного досуга;

· выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

· самостоятельного художественного творчества.

Критерии оценивания учащихся 10-11 классов

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования  по мировой художественной культуре ( М.: 2004 год; Министерство образования и науки РФ) федеральный компонент государственного стандарта М «Дрофа» 2007 г. и программы под ред. Л.А.Рапацкой «Мировая художественная культура. 5-9, 10-11 классы», М.: «Владос», 2008 г

Уровень рабочей программы – базовый.

Количество недельных часов – 1 ч.   Количество часов в год – 34 ч.

Цели и задачи рабочей программы: Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  • использование приобретенных знаний и умений для расширения
    кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • Утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 федеральный перечень учебников,  рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Мировая художественная культура. Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. В 2-х частях. Ч.1./ Л.А.Рапацкая  – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. Допущено Министерством образования и науки РФ.

Требования к уровню подготовки учащихся:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе “языки” разных видов искусств);
  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
  • владеть основными формами публичных выступлений;
  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Критерии оценивания учащихся 10-11 классов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры;
  • особенности языка различных видов искусства.

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • выбора путей своего культурного развития;
    • организации личного и коллективного досуга;
    • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
    • попыток самостоятельного художественного творчества.

Типовая государственная программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов  в год. В соответствии с Учебным планом МКОУ СОШ с.Сергеевка  на изучение предмета «МХК» в 10 классе выделено 1 час в неделю, 35 часов в год.

п\п

Наименование темы

Кол-во часов программы

1

Введение. Восток и запад как условные ориентиры мировой художественной культуры

1

2

Художественная культура Древнего и средневекового Востока

10

3

Художественная культура Европы: Становление христианской традиции

12

4

Раздел III. Духовно – нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X – XVIII вв.)

11

5

Итоговое повторение. Обобщение изученного в курсе «МХК» в 10-ом классе

1

Формы и средства контроля

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания МХК в соответствии с учебным планом и учебно-методическим комплектом Л. А. Рапацкой. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатом обучения – умения, навыки и результатом воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, тематического, рубежного, итогового и заключительного. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль желательно проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и обучающихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню стандартов II поколения.

 

Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных творческих заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: диспуты, семинары, олимпиады, викторины, фестивали, экскурсии.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Сущность предмета

Настоящая рабочая  программа по литературе для 11 класса составлена на основе примерных программ  по  литературе для среднего (полного) общего образования, составленных на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, авторской программы для 5-11 классов ОУ под ред. Г.С.Меркина, М.: «Русское слово», 2008 год.

Программа реализована в учебнике «Литература XX века. 11 класс» в двух частях под ред. В.А.Чалмаева, С.А.Зинина, М.: «Русское слово», 2009 год.

2. Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у  учащихся представления о логике развития литературного процесса.

3. Общая характеристика учебного предмета

 

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

· осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

· выразительное чтение художественного текста;

· различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

· ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

· заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

· анализ и интерпретация произведения;

· составление планов и написание отзывов о произведениях;

· написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

· целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

4. Специфика предмета.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Выделяется три этапа литературного образования на ступени основного общего образования:

V-VI классы

На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

VII-VIII классы

На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

IX класс

Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Содержание литературного образования в средней школе разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. Программа 10-  11 классов структурирована следующим образом:

· Литература первой половины XIX века

· Литература второй половины XIX века.

· Литература первой половины ХХ века.

· Литература второй половины ХХ века.

Изучение литературы на базовом и профильном уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом важное значение имеют знания по истории и теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся.

5. Цели обучения.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

· воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

· развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

· освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

· овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для изучения литературы в 11 классе – из расчета 3 учебных часа в неделю.

Основное содержание

с распределением курса по разделам

Раздел

Кол-во часов по программе

Введение

1

Русская литература начала ХХ века

1

Писатели – реалисты начала ХХ века

15

Серебряный век русской поэзии

1

Символизм и русские поэты-символисты

10

Преодолевшие символизм

9

«Короли смеха из журнала «Сатирикон»

1

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

16

Литературный процесс 30-начала 40-х годов

22

Литература периода Великой отечественной войны

6

Литературный процесс 50-80-х годов

16

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов

4

Всего

102

Количество контрольных уроков

Сочинения классные

Сочинения домашние

Контрольные работы

 

3

3

 

7

Всего

ФОРМИРУЕМЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧЕНИКА

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

 

· выделение характерных причинно-следственных связей;

· сравнение и сопоставление;

· умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

· самостоятельное выполнение различных творческих работ;

· способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

· осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

· владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

· составление плана, тезиса, конспекта;

· подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

· самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

· образную природу словесного искусства;

· содержание изученных литературных произведений;

· основные факты жизни и творческого пути писателей-классиков XIX-XX веков;

· основные теоретико-литературные понятия;

· основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

уметь

· воспроизводить содержание литературного произведения;

· анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

· соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

· определять род и жанр произведения;

· сопоставлять литературные произведения;

· выявлять авторскую позицию;

· выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

· аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

· писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Примерная учебная программа по литературе, составленная на основе Государственного стандарта общего образования.

11 класс.

Введение.

Сложность и самобытность русской литературы ХХ века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве.

Русская литература 20 века

Творчество И.А.Бунина

Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний.

Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем»

Проза и драматургия М.Горького

Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах – легендах («Старуха Изергиль»)

Челкаш и Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни России («Челкаш», «Проводник»)

Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна» («На дне»)

Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы

Сложность и неоднозначность авторской позиции.

Проза А.И.Куприна

Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся»

Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви.

Проза Л.Н.Андреева

Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя («Иуда Искариот»).

Серебряный век русской поэзии

Основные направления в русской поэзии начала ХХ века (символизм, акмеизм, футуризм).

Символизм и русские поэты – символисты

Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности.

Старшее поколение символистов (Д.Мережковский, З.Гипиус, В.Брюсов, К.Бальмонт и др.) и младосимволисты (А.Блок, А.Белый, С.Соловьев, Вяч.Иванов и др.).

Поэзия А.А.Блока

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».

Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара

Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен»

Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихии» в поэме

Споры по поводу финала «Двенадцати».

Преодолевшие символизм (новые направления в русской поэзии)

Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы

Вклад Н.Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии ХХ века.

Лирика И.Ф.Анненского

Поэзия И.Ф.Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом.

Лирика Н.С.Гумилева

Герой – маска в ранней поэзии Н.С.Гумилева

Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.

Поэзия А.А.Ахматовой

Психологическая глубина яркость любовной лирики А.А.Ахматовой . Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема».

Лирика М.И.Цветаевой

Поэзия М.И.Цветаевой как лирический дневник эпохи. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет.

«Короли смеха» из журнала «Сатирикон». Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А.Аверченко, Н.Тэффи, Саши Черного, Дон Аминадо.

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года. Развитие жанра антиутопии в романах Е.Замятина «Мы» и А.Платонова «Чевенгур».

Поэзия В.В.Маяковского

Тема поэта и толпы в ранней лирике В.Маяковского.  Тема «художник и революция», её образное воплощение в лирике поэта. Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта – гражданина. Новаторство поэта в области художественной формы.

Поэзия С.А.Есенина

Природа родного края и образ Руси в лирике С.А.Есенина. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А.Есенина. Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», её нравственно-философская проблематика.

Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов. Духовная атмосфера десятилетия и её отражение в литературе и искусстве.

О.Э.Мандельштам.

Истоки поэтического творчества.

А.Н.Толстой. Роман «Петр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.

Творчество М.А.Шолохова

Роман – эпопея «Тихий Дон» Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. Картины жизни донского казачества в романе. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии.

Творчество М.А.Булгакова

Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии». «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Сатирическая «дьяволиада» М.А.Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты».

Поэзия Б.Л.Пастернака

Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Роман «Доктор Живаго». Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л.Пастернака.

Проза А.П.Платонова

Оригинальность, самобытность художественного мира А.П.Платонова. Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность её названия.

Проза В.В.Набокова

Роман «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки».

Литература периода Великой Отечественной войны

Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Проза о войне. «Дни и ночи» К.Симонова,  «Звезда» Э.Казакевича и др.

Поэзия А.Т.Твардовского

Доверительность и теплота лирической интонации А.Твардовского. «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание.

Поэзия Н.А.Заболоцкого

Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта.

Литературный процесс 50 – 80-х годов

Осмысление Великой Победы 1945 года в 40-50-е годы ХХ века. Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (К.Паустовский, Л.Леонов). «Оттепель» 1953 – 1964 годов – рождение нового типа литературного движения. «Деревенская проза» 50-80-х годов. Авторская песня как песенный монотеатр 70-80-х годов.

Проза В.М.Шукшина

Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя.

Поэзия Н.М.Рубцова

Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова.

Проза В.П.Астафьева

Человек и природа: единство и противостояние. Проблема утраты человеческого в человеке (по повести «Печальный детектив»).

Проза В.Г.Распутина

Эпическое и драматическое начала прозы писателя. Философское осмысление социальных проблем современности.

Проза А.И.Солженицына

Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор».

Новейшая русская проза и поэзия 8- 90-х годов

 

Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации. Реалистическая проза. Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Поэзия и судьба И.Бродского

 


Страница 6 из 13

Главное меню

Сведения об образовательной организации
Образование
Публичный отчет
Новости
Коллегам
Учебный процесс
Наши достижения
Странички классов
Ученикам
Родителям
Конкурсы и мероприятия
Полезная информация
Мы благодарим.....
Прием в школу
Карта сайта
Школьная профсоюзная организация

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 28 гостей