МКОУ СОШ с. Сергеевка

Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников... Н.И. Пирогов

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home Сведения об образовательной организации Образование Аннотации к рабочим программам 5-11 класс
Рабочие программы 5-11 класс

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу: обществознание

Ступень обучения:   8 класс основного общего образования

Количество часов: 34

Учитель:  Гончарова И.Я..

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с:

Примерными образовательными программами по обществознанию. Федеральный компонент государственного стандарта (федеральный базисный учебный план) М. «Русское слово»2008г.,

Примерной программой по «Истории»( под редакцией А.И. Кравченко М.«Обществознание 8-9» , издательство «Русское слово», 2007 г.) рекомендованной Министерством образования и науки РФ и являющейся адаптированной.

Пояснительная записка

Этот курс явля­ется составной частью системы изучения дисциплин социаль­но-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму исторических, лите­ратурных, правовых, географических знаний, имеющие опреде­ленный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию ре­альной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.

Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития чело­веческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, станов­лению правосознания и гражданской позиции. Данная дисцип­лина призвана помочь им также ориентироваться в текущих со­бытиях общественно-политической жизни.

Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гумани­тарных дисциплин, а именно философии (включая этику), эконо­мики, социологии, психологии, права, политологии и культуро­логии.

Функции курса обществознания для 8 класса заключают­ся в следующем:

· обучить людей правилам пользования науч­ными инструментами, теориями и методами,

· сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоя­тельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к буду­щей профессиональной деятельности,

· воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию,

· подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе.

Требования  к уровню подготовки  учащихся

· сознательно организация своей познавательной деятельности (от постановки цели до получения и оценки результата);

· владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

· выполнять познавательные и практические задания:

- на  использование элементов причинно-следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

п/п

Раздел, темы

Количество  часов

Контроль-

ные

работы

1.

Вводный урок

1 час

2.

Общество и человек

11  часов

1 час

3.

Экономическая сфера

10  часов

1 час

4.

Социальная сфера

12  часов

1 час

5.

Итоговый урок

1 час

 

Итого

34 часа

3 часа

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Наименование  работы

Количество часов

11

К/р. №  1 по теме «Общество и человек»

1

22

К/р. № 2 по теме «Экономическая сфера»

1

33

К/р. по теме «Социальная сфера»

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В учебно-методический комплект к учебному пособию Кравченко А.И. «Обществознание. 8 класс» включены: • Кравченко А.И., Певцова Е.А. Учебник Обществознание 8 класс М. «Русское слово» 2009 • Кравченко А.И. Программа курсов «Обществознание» 8-9 классы. • Р.М. Черных Тематическое планирование курса Обществознания 8 класс М. «Русское слово» 2007 • Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику «Обществознание» для 8 класса. • Кравченко А.И. Задачник по Обществознанию. 8-9 классы. М. «Русское слово» 2003 • Кравченко А.И. Тесты по Обществознанию. 8-9 классы. М. «Русское слово» 2004 • Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 8,9 классы М. «Русское слово» 2007 • Комплект таблиц «Обществознание. 8-9 класс»

 

Рабочая программа. Обществознание 7 класс

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с:

Примерными образовательными программами по обществознанию. Федеральный компонент государственного стандарта (федеральный базисный учебный план) М. «Русское слово»2008г., примерной программой по «Обществознанию»( под редакцией А.И. Кравченко М.«Обществознание 8-9» , издательство «Русское слово», 2007 г.) рекомендованной Министерством образования и науки РФ и являющейся адаптированной.

Пояснительная записка

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, контрольных работ, выполняемых учащимися.

Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Примерная программа определяет обязательную часть учебного курса и наряду с требованиями стандарта является ориентиром для составления авторских программ и учебников.

Структура документа:

Примерная программа включает три раздела:

- пояснительную записку;

- основное содержание курса с примерным распределение часов по темам курса;

- примерное тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности учащихся 7 классов и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала.

Общая характеристика примерной программы по обществознанию.

Содержание примерной программы на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой  комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: личность подростка, его физическое и психологическое состояние, внутренний мир подростка. Ученик узнает новое о себе, своем характере и темпераменте, а также влияние его на  взаимоотношения с другими людьми. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки и умения, принципы поведения людей по отношению к обществу, друг к другу.

Цели

Изучение обществознания  в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

· развитие личности в ответственныйпериод взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, определения собственной позиции, нравственной культуры, способности к самоопределению и самореализации

· воспитание социально активной личности, гражданской  позиции, уважения к социальным нормам нравственности;

· освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний,необходимых для социальной адаптации: об обществе, о темпераменте подростка, его психологическом и физическом состоянии, о том, как стать взрослым;

· овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

· формирование опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции  в обществе; межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности, правоотношениях; построения своих жизненных планов.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание», из расчета 1 учебный час в неделю.

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать

ü сущность личности, ею социализацию в обществе;

ü социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

ü содержание и значение юридических норм, регулирующих поведения подростка.

Уметь

ü описывать основные задачи и трудности подросткового возраста;

ü сравнивать суждение об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;

ü объяснять взаимосвязи изученного материала (темперамент, характер, способности);

ü приводить примерымежличностных отношений, ситуаций, деятельности подростков в различных жизненных ситуациях;

ü оценивать поведение подростковпо отношению друг к другу, к взрослым, родителям;

ü решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в повседневной жизни подростков;

ü осуществлять поиск информации по заданной теме из различных ее носителей (учебный текст, материалы СМИ, Интернет).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ü полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

ü самовоспитания речевого поведения;

ü формирования подростковой культуры;

ü морально-нравственной и правовой оценки собственных поступков и поступков других людей;

ü сознательное неприятие антиобщественного поведения.

Требования по  изучению курса «Обществознание» направлены на реализацию деятельностного, личностно-ориентированного подходов, овладение знаниями и умениями,востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде,  понимание себя, делать сознательный выбор в условиях альтернатив

 

Рабочая программа по обществознанию 6 класс.

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с:

Примерными образовательными программами по обществвознанию. Федеральный компонент государственного стандарта (федеральный базисный учебный план) М. «Русское слово»2008г., примерной программой по «Обществознанию»( «Обществознание» под редакцией А.И. Кравченко и Е.А. Певцова. М., издательство «Русское слово», 2007 г.) рекомендованной Министерством образования и науки РФ и являющейся адаптированной.

Пояснительная записка

Статус примерной учебной программы

Примерная учебная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, контрольных работ, выполняемых учащимися.

Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурировании, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Примерная программаобществознанию определяет обязательную часть учебного курса и наряду с требованиями стандарта является ориентиром для составления авторских программ и учебников.

Структура документа:

Примерная программа включает три раздела:

- пояснительную записку;

- основное содержание курса с примерным распределение часов по темам курса;

- примерное тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности учащихся 6 классов и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала.

Общая характеристика примерной программы по обществознанию.

Содержание примерной программы на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой  комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, структура современного общества, различных подходах к его определению, а также трех главных  сферах общества – экономической, политической и духовной. Ученик узнает новое о мире бизнеса и трудовом воспитании детей, правах ребенка и формировании его  гражданской позиции, строении государства, морали и нравственности. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки и умения, принципы поведения людей по отношению к обществу, друг к другу.

Освоение нового зачастую опирается на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Цели

Изучение обществознания  в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

· развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

· воспитание социально активной личности, патриотической позиции; подготовка подростка к взрослой жизни;

· освоение системы знаний об обществе и людях, которые позволят ему в будущем улучшить нашу среду обитания, сделать более совершенным мир человеческих взаимоотношений;

· овладение умениями получать и осмысливать полученную информацию, анализировать и систематизировать полученные данные;

· формирование опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции  в общественной жизни; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание», из расчета 1 учебный час в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для 6 класса являются:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- к концу учебного года учащиеся должны владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);

- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках, т.е. использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Результаты обучения

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать

ü сущность и структуру общества;

ü характерные черты и признаки основных сфер жизни людей;

ü какую роль занимает жилая среда в жизни ребенка.

Уметь

ü описывать основные сферы жизни людей, выделяя их существенные признаки и их влияние на жизнь общества;

ü сравнивать суждение об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;

ü объяснять взаимосвязи изученного материала (сфер общественной жизни);

ü приводить примеры деятельности людей в различных сферах (экономическая деятельность, политическая, духовная);

ü оценивать поведение людей в разных жизненных ситуациях;

ü решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала (в различных сферах деятельности человека).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ü формирования гражданской позиции;

ü морально-нравственной оценки конкретных поступков людей;

 

ü сознательное неприятие антиобщественного поведения.

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики  учащимися 10-11 класса.

Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:

1. Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.

2. Авторская программа «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера.

Данная рабочая программа призвана обеспечить базовые знания учащихся средней (полной) школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уров­не направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информати­ки в формирование современной научной картины мира, роль ин­формационных процессов в обществе, биологических и техниче­ских системах;

•   овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, ис­пользуя при этом информационные и коммуникационные техно­логии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;

•   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче­ских способностей путем освоения и использования методов информатики и средств Икт при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основные задачи программы:

- систематизировать подходы к изучению предмета;

- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

- научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;

- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК  и программных средствах,  включая оптические диски, сканеры, модемы,

Приобретение информационной культуры  обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, СУБД мультимедийными продуктами,  средствами компьютерных телекоммуникаций.

Обучение сопровождается практикой работы на ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.

Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по освоению современных пакетов для работы с информацией должны проходить на базе современной вычислительной технике. Изучение тем, связанных с изучением глобального информационного пространства Интернет в режиме OnLine.

Обучение проводится в среде Windows cо свободным программным обеспечением (OpenOffice). Все практические задания курса адаптированы к использованию в данного программного обеспечения.

Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены согласно требованиям СанПиНа.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Основное содержание курса (10-11 класс) общего образования по информатике и информационным технологиям, в целом за 2 года  обучения рассчитано на 70 часов. В 10 классе на организацию локальных и глобальных сетей отводится 1 час (уменьшено на 1 час), так как данный материал был полностью рассмотрен в базовом курсе (информатика ведется с 7 класса), 1 час дан в резерв. В 11 классе создание презентации по социальной информатике перенесена на домашнее выполнение. Таким образом, на прохождение программы отводится  в 10 классе – 35 часов (1 ч. в неделю) и в 11 классе – 34 часа (1 ч. в неделю).

 

 

Пояснительная записка

СТАТУС ДОКУМЕНТА

Рабочая программа составлена на основе примерной программы курса Информатики и ИКТ (базовый уровень), авторской программы курса Информатики и ИКТ для учащихся 8-9 классов средней общеобразовательной школы  автора И.Г.Семакина.

Название курса: «Информатика и ИКТ»

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

1.Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006-2012.

2.Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006-2012.

3.Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

4.Семаким И.Г. Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

5.Набор ЦОР к учебникам «Информатика – базовый курс» СемакинаИ., Залоговой Л., РусаковаС.,8, 9 классы .

СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА.

Раздел 1. Пояснительная записка.

Раздел 2. Основное содержание с примерным распределением часов по разделам курса.

Раздел 3. Требования к уровню подготовки учащихся.

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование.

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕСТИКА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Кроме того, предусмотрены непродолжительные практические работы (15-20 мин), направленные на отработку отдельных технологических приемов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об инфор­мации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помо­щью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее ре­зультаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих спо­собностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной инфор­мации;

•           выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, даль­нейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи курса:

§ систематизировать подходы к изучению предмета;

§ сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

§ научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

§ показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

§ сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить уча­щихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечива­ется изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными табли­цами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Основное содержание курса (8-9 класс) общего образования по информатике и информационным технологиям, в целом за 2 года  обучения рассчитано на 105 часов. Так как в Учебном плане школы предусмотрено 34 учебные недели, количество часов в программе уменьшено со 105 до 103 за счет резерва времени.  Таким образом, на прохождение программы отводится  в 8 классе – 35 часа (1 ч. в неделю) и в 9 классе – 68 часов (2 ч. в неделю). Возможно изучение курса с 7 класса (за курс 8 класса), а курс 9 класса изучается в 8 –ом и 9-ом классах по часу в неделю.

Программой предусмотрено проведение тестирования:  8 часов (4 часа в 8 классе и 4 – в 9-ом) и практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Всего практических работ в данном курсе предусмотрено 44. Из них:  14 работ в 8 классе и 30 (+9 за счёт увелич. часов) - в 9 классе.

Так как курс информатики и ИКТ вёлся с 7 класса, что допустимо программой, то при составлении тематического планирования 8 класса были внесены следующие изменения: изучение курса начинается с раздела: «Передача информации в компьютерных сетях». Уменьшено количество часов по этой теме на 1 час. 9 классе с раздела: «Управление и алгоритмы» с увеличением количества часов на выполнение практических работ по программированию. Это было вызвано необходимостью разбора выполненных заданий и сложности материала.

Освоение прикладных программ проходит на основе свободного программного обеспечения OpenOffice.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ КУРСА ПО РАЗДЕЛАМ.

8 (7) класс

1. Введение в предмет 1 час.

2. Человек и информация(4ч(3+1))

3. Первое знакомство с компьютером (6ч(3+3))

4. Текстовая информация и компьютер (9ч(3+6))

5. Графическая информация и компьютер (5ч(2+3))

6. Технология мультимедиа(6ч(2+4))

9 (8) класс

1. Передача информации в компьютерных сетях (10ч(4+6))

2. Информационное моделирование (5ч(4+1))

3. Хранение и обработка информации в базах данных (12ч(6+6))

4. Табличные вычисления на компьютере (10ч(5+5))

9 класс

5. Управление и алгоритмы(10ч(4+6))

6. Программное управление работой компьютера (12ч(5+7))

7. Информационные технологии и общество (4ч(4+0)).

Основное содержание (103 ч)

Информация и информационные процессы.

Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количе­ства информации.

Практические работы:

1. Фиксация аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и уст­ройств звукозаписи.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вы­вода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации ком­пьютера.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структу­ра. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательс­кий интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Практические работы:

2. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, вклю­чение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характери­стиках компьютера, выключение компьютера.

3. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графичес­кой форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной си­стемы).

4. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в со­ответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

Обработка текстовой информации.

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена сим­волов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры стра­ницы, величина полей. Колонтитулы.

Проверка правописания.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, док­лад, реферат).

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.

Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.

Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

Запись и выделение изменений.

Распознавание текста.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

Практические работы:

5. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» деся­типальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.

6. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клави­атурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

7. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа;

форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

8. Вставка в документ формул.

9. Создание и форматирование списков.

10. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

11. Создание гипертекстового документа.

12. Перевод текста с использованием системы машинного перевода.

13. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

Практикум: работа I.

Обработка графической информации.

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.

Практические работы:

14. Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора, Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.

15. Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выде­ление, объединение. Геометрические преобразования.

16. Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.

17. Сканирование графических изображений.

Практикум: работа II.

Мультимедийные технологии.

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.

Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.

Практические работы:

18. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстратив­ного материала, создание текста слайда.

19. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.

20. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).

21. Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).

22. Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Практикум: работа III, работа IV.

Обработка числовой информации.

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

Практические работы:

23. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.

24. Создание и обработка таблиц.

25. Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

26. Построение диаграмм и графиков.

Практикум: работа V.

Представление информации.

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.

Компьютерное представление текстовой информации.

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять),

Кодирование звуковой информации.

Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.

Практические работы:

27. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.

28. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и пе­рекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.

29. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графи­ческом редакторе.

30. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным каче­ством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

Алгоритмы и исполнители.

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возмож­ность автоматизации деятельности человека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Ком­пьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования, их классификация.

Правила представления данных.

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цик­ла. Правила записи программы.

Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование.

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Практические работы:

31. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.

32. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления.

33. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла.

34. Разработка алгоритма (программы), содержащего подпрограмму.

35. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.

36. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.

Практикум: работа VI.

Формализация и моделирование.

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объек­тов и процессов, в том числе — компьютерного. Модели, управляемые компьютером.

Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаг­раммы, планы, карты.

Таблица как средство моделирования.

Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

Практические работы:

37. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.

38. Построение генеалогического дерева семьи.

39. Создание схемы и чертежа и системе автоматизированного проектирования.

40. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результа­тов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.

41. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результа­тов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.

42. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.

Практикум: работа VII.

Хранение информации.

Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления база­ми данных и принципы работы с ними.

Ввод и редактирование записей.

Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.

Поиск, удаление и сортировка данных.

Практические работы:

43. Поиск записей в готовой базе данных.

44. Сортировка записей в готовой базе данных.

Практикум: работа VIII.

Коммуникационные технологии.

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодиро­вание и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информа­ции. Локальные и глобальные компьютерные сети.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, фай­ловые архивы, интерактивное общение.

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в ком­пьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпью­терные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.

Практические работы:

45. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.

46. Путешествие по Всемирной паутине.

47. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.

48. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.

49. Загрузка файла из файлового архива.

50. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.

51. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из гло­бальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.

52. Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включа­ющей графические объекты с использованием шаблонов.

Практикум: работа IX.

Информационные технологии в обществе.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ре­сурсов. Организация групповой работы над документом.

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Этика и право при создании и использовании информации.

Информационная безопасность.

Правовая охрана информационных ресурсов.

Основные этапы развития средств информационных технологий.

Практические работы:

53. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости ин­формационных  продуктов и услуг связи.

54. Зашита информации от компьютерных вирусов.

55. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой про­граммы.

Практикум: работа X.

Практикум

1. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публи­кации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).

Планирование текста, создание оглавления.

Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная сис­тема школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дис­ках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернете.

Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений.

Использование цитат и ссылок (гипертекста).

Использование систем перевода текста и словарей.

Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

II. Создание графического объекта.

Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного).

Создание изображений с использованием графической панели. Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата,

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.

III. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.

Планирование презентации и слайда.

Создание презентации; вставка изображений.

Настройка анимации.

Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

IV. Запись и обработка видеофильма.

Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фото­аппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).

Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).

Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, искусство, фи­лология, обществознание.

V. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому пред­ставлению информации (построение диаграмм).

Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьше­го значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов.

Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вы­числение по ним, представление формульной зависимости на графике.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.

VI. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу.

Разборка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражений, операторов ветвления и цикла.

Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке данного массива.

Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание.

VII. Работа с моделями.

Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики.

Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание.

VIII. Работа с учебной базой данных.

Поиск необходимой информации.

Ввод информации.

Обработка запросов.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология.

IX. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде   веб –страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов.

Планирование веб-страницы (веб-сайта).

Поиск необходимой информации.

Ввод текста, формирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений.

Использование ссылок (гипертекста).

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

X. Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.

Планирование работы.

Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты.

Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них.

Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой.

Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразно реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать:

· виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

· основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

· назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

· выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

· оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

· оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

· создавать информационные объекты, в том числе:

-  создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-  создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-  создавать записи в базе данных;

-  создавать презентации на основе шаблонов;

· искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

· пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

· проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

· создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

· организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

· передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Учебно-методические средства обучения.

1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

2. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

3. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

4. Семаким И.Г. Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005

5. Набор ЦОР к учебникам «Информатика – базовый курс» Семакина И., Залоговой Л., РусаковаС.,8, 9 классы .

 

 


Страница 10 из 13

Главное меню

Сведения об образовательной организации
Образование
Публичный отчет
Новости
Коллегам
Учебный процесс
Наши достижения
Странички классов
Ученикам
Родителям
Конкурсы и мероприятия
Полезная информация
Мы благодарим.....
Прием в школу
Карта сайта
Школьная профсоюзная организация

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 21 гостей