МКОУ СОШ с. Сергеевка

Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников... Н.И. Пирогов

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер
Home Сведения об образовательной организации Образование Аннотации к рабочим программам 5-11 класс
Рабочие программы 5-11 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе // Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы  – М.: Владос, 2000. 223 стр.// -  под редакцией Воронковой В.В., и примерной программы по географии для 6 класса –  «Физическая география» основного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения 8 – вида,  автор Лифанова Т.М, Соломина Е.Н.. полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся с нарушением интеллекта.

Цель: расширение кругозора умственно отсталых школьников об окружающем мире.

В рабочей программе также нашли отражение цели и задачи (обучающие, коррекционно–развивающие, воспитательные) изучения географии на ступени основного специального (коррекционного) общего образования, изложенные в  тематическом плане. Рабочая программа построена на основе, от простого к сложному. Принцип отбора основного и дополнительного материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными и психическими особенностями  развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к  уровню подготовки», которые сформулированы в деятельной форме и полностью соответствуют требованиям программы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы,  предусмотренные программой. Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована на передачу «готовых знаний», их закрепление и неоднократное повторение, что позволит в дальнейшем лучше разбираться в окружающем мире и процессах происходящих в нем.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

.

Согласно девствующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение географии в объеме 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год;

В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащие­ся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с форма­ми земной поверхности, водоемами, планом и картой.

В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофиль­мов). На этих занятиях, готовя к восприятию следующей темы, учитель может уточнить, какими цветами будут обозначаться формы рельефа и водоемы на карте.

Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии — «План и карта». При изучении этой темы следует осу­ществить постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической картой. К учащимся с нарушенным пространс­твенным анализом при оценке знаний можно снизить уровень тре­бований. Они могут научиться ориентироваться по Солнцу, призна­кам природы и «звездочке ориентирования». Работу с компасом усваивают более сильные школьники. Черчение и чтение плана участка также должно выполняться лишь сильными учащимися под руководством учителя.

Такая последовательность изучения тем отличается от ранее принятой (в соответствии с более старой программой географии) позволит более логично перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий.

В программу 6 класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономи­ческими, что создаст наиболее полное представление о планете Зем­ля. Опасные природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:

Учащиеся должны знать:

Что изучает география;

Горизонт, линию и стороны горизонта;

Основные формы земной поверхности;

Виды водоемов, их различия;

Меры по охране воды от загрязнения;

Правила поведения в природе;

Отличие плана от рисунка и географической карты;

Масштаб, его обозначения;

Основные направления на плане, географической карте;

Условные цвета и знаки географической карты;

Расположение воды и суши на Земле;

Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и людей в космос, имена первых космонавтов;

Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;

Основные типы климатов;

Географическое положение нашей страны на физической карте России и корте полушарий.

Учащиеся должны уметь:

Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, местным признакам;

Выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

Делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;

Читать планы местности (для начальных классов массовой школы);

Ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;

Читать географическую карту;

Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.

 

Литература:

1. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006;

2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы/Под ред. В.В. Воронковой. Сб. № 1. – М.: Владос, 2006;

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований   // Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы  – М.: Владос, 2000. 223 стр.// -  под редакцией Воронковой В.В.;

3. География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000;

4. Петрова Н.Н. География начальный курс: 6 класс. М.: Дрофа, 1997;

5. Воробьёва Т.Н. География 6 класс : поурочное планирование к учебнику. Волгоград, «Учитель – АСТ»2002;

6. Чичерина О.В. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии 6 класс. М.: Сфера, 2000;

7. География 6 класс «Поурочные планы» - Нагорная И.И. – Волгоград и зд.»Учитель» 2003г.;

8. Веселая география на уроках и праздниках – Агеева И.Д. –М. творческий Центр 2004г.;

Содержание

Кол-во часов

Сам. раб

Практ. раб.

Раздел 1. Введение

5

1

1

Раздел 2. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

6

1

3

Раздел 3.  ФОРМЫ И ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

4

-

3

Раздел 4. ВОДА НА ЗЕМЛЕ

12

1

8

Раздел 5 ПЛАН И КАРТА

10

1

7

Раздел 6 ЗЕМНОЙ ШАР

15

1

6

Раздел 7 Карта РОССИИ

16

кр

7

ИТОГО

68

5/1-К/р

35

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Данная программа составлена в полном соответствии с примерной программой по биологии для основного общего образования, с федеральным компонентом государственного стандарта  среднего (полного) общего образования на базовом уровне и Программы курса «Живой организм» для 6-го класса автора Н. И. Сонин // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Био­логия. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. – 138с., отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа   ориентирована на использование учебника: Сонин Н. И. «  Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб.для общеобразоват. учеб.заведений- М.: Дрофа, 2011.-176с.; Тетради с печатной основой. Сонин Н.И. Живой организм 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «  Биология. Живой организм»  М.: Дрофа, 2011.-48 с.; А также методических пособий для учителя: Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н. И. Сонина. Биология. 5-11 классы/сост. И.Б.Морзунова.-4-е изд., стереотип. - М.:Дрофа,2011.-254, [2]с Е.Т. Бровкина, Н.И.Сонин . «  Биология. Живой организм» 6 класс Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонин «  Биология. Живой организм.» 6 класс.-М.: дрофа, 2005-06 гг.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии. Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю – 68 ч. в год.

Цель данного курса:

- познакомить учащихся с основами общебиологических знаний;

- развитие интереса к самостоятельному формированию творческих задач и вопросов из области биологии и других естественных наук.

Содержание

Кол-во часов

С\Р

П\Р

Л/Р

К/Р

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

13

1

-

4

-

Раздел 2. Органы и системы органов

17

2

-

7

-

Раздел 3. Жизнедеятельность организмов

35

1

4

2

-

Раздел 4 Организм и среда

3

-

-

-

1

Итого

68

4

4

13

1

Требования к уровню подготовки  учащихся 6-го класса:

В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать:

· признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;

· сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь:

· объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;

· изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

· распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

· выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

· сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

· анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

· проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

· оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

· рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

· выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Учебно-методический комплект:

1. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2007. – 174с.

2. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. Рабочая тетрадь. 6 класс.   М.: Дрофа, 2012.

Методическая литература:

1. Биология. Живой организм. 6 класс: поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина / авт.-сост. М.В.Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2010. – 255с.

2. www.fcior.edu.ru

3. school-collection.edu.ru

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике   разработана на основе  Примерной программы основного общего образования  по математике./  Математика.   Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов./ Авторы-составители: Васильева Т. Б., Иванова И. Н. – М.: Вентана-Граф, 2007,   с учётом  концептуальных положений авторских программ: «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, составитель Т.А.Бурмистрова, Москва, «Просвещение», 2008г), «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы» (авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и другие, составитель Т.А.Бурмистрова, Москва, ««Просвещение», 2008г)

Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия). Программа реализуется в адресованным учащимся  учебниках

Ø Алгебра: учебник  для 7 класса общеобразовательных учреждений (Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова); под редакцией С.А.Теляковского, Москва: Просвещение, 2007г.

Ø Геометрия 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и другие). Москва: Просвещение, 2008г.

Рабочая программа  по математике для 7-х классов рассчитана на 175 часов в год, из расчёта 5 часов в неделю. На изучение алгебры и элементов логики и статистики в первой четверти отводится 5 часов в неделю, со второй четверти 3 часа в неделю, изучение геометрии начинается со второй четверти и рассчитано на 2 часа в неделю. Уроков контроля – 16 часов. При этом в рабочей программе предусмотрен резерв свободного времени в объеме 16 часов для повторения и систематизации учебного материала.

Из них на изучение отводится

· раздел «Алгебра» - 115 часов (в том числе 12 часов на повторение);

· раздел «Вероятность и статистика» -8 часов;

· раздела  « Геометрия» - 52 часа (в том числе 4 часа на повторение).

Срок реализации программы  - 1 учебный год.

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения математики на данной ступени образования, изложенные в  федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по математике.

Цели:

· овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;

· интеллектуальное развитие; формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

· формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования процессов;

· воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно – технического процесса.

Задачи:

· изучение выражений и действий с ними, преобразование выражений, применение преобразований при доказательстве тождеств, решении уравнений, систем уравнений, решении текстовых задач;

· изучение функций и их графиков, использование функций и графиков для описания процессов реальной жизни;

· изучение степени с натуральным показателем и ее свойств, применение свойств для вычислений и преобразований выражений;

· использование статистических характеристик для анализа и описания информации статистического характера;

· изучение различных геометрических фигур, их взаимного расположения для распознавания этих фигур на чертежах, моделях и в окружающей обстановке, для описания предметов окружающего мира языком  геометрии;

· изучение различных видов треугольников, соотношений между сторонами и углами в треугольнике, признаков равенства треугольников для решения практических задач, связанных с нахождением  геометрических величин (длин сторон, градусных мер углов, периметра треугольника и т.д.);

· изучение параллельных и перпендикулярных прямых, признаков параллельности прямых, свойств углов, образованных при пересечении двух прямых секущей, для решения различных практических задач, в том числе на  нахождение расстояний от точки до прямой, расстояний между параллельными прямыми;

· изучение доказательств различных теорем для развития логического мышления учащихся;

· изучение темы «Элементы логики» для выстраивания аргументации в процессе доказательства утверждений, распознавания логически некорректных рассуждений.

В учебном процессе формирование указанных деятельностей происходит при изучении любой темы, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны.

- Познавательная деятельность дает возможность самостоятельно и мотивированно организовать свою деятельность, помогают исследовать несложные реальные связи. Создавать собственных произведения, идеальных и реальных моделей объектов, реализация оригинального замысла с использованием разнообразных художественных средств и мультимедейных технологий с умением импровизировать.

- Информационно-коммуникативная дает возможность извлечь необходимую информацию их разных источников, умело развернуть и обосновать суждения, определения, приводить доказательства.

- Рефлексивная деятельность дает понятие ценности образования как средства развития культуры личности. Помогает объективно оценивать свои учебные достижения, учитывать мнение других при определении собственной позиции и самооценке, уметь соотносить свои усилия с полученными результатами своей деятельности.

Содержание  авторских программ Макарычева Ю.Н. «Алгебра,7» и Атанасяна Л. С. «Геометрия,7» соответствует всем разделам стандарта основного общего образования по математике  и примерной программы по предмету федерального базисного учебного плана.

Математика 7 класса также является базой для изучения предметов естественно – математического цикла, где необходимо выполнять вычислительные операции, преобразовывать формулы, решать задачи на проценты и т.д. Основные межпредметные связи, направленные на освоение метапредметных результатов, прослеживается при изучении тем «Уравнения», «Системы уравнений», «Функции», «Степени», так как при изучении этих тем решаются задачи с физическим содержанием (задачи на движение, выражение переменных из различных физических формул, таких величин как плотность, масса, скорость, время и т.д.), с экономическим содержанием (производительность, время работы, объем работы), с химическим содержанием (задачи на смеси, сплавы и т.д.).

 

Изучение математики в 7 классе направлено на формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков:

В познавательной деятельности:

· овладение умениями использования методов наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования, разрезания для познания окружающего мира;

· овладение умениями анализа, синтеза, абстрагирования, развития интуиции, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, исследования несложных практических ситуаций, выдвижения гипотез;

· овладение умениями выделения характерных причинно – следственных связей, понимания взаимосвязи между изучаемыми понятиями, теоремами;

· овладение умениями решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, конструирования новых алгоритмов;

· овладение умениями исследовательской деятельности: развития идей, проведения экспериментов, постановки и формулировки новых задач.

В информационно – коммуникативной деятельности:

· овладение умениями восприятия устной речи и способностью передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

· овладение умениями беглого чтения различных текстов;

· овладение умениями создания письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости;

· овладение умениями составления плана, тезиса, конспекта, приведения примеров, подбора аргументов, формирование выводов;

· овладение умениями проведения доказательных рассуждений, аргументации, поиска, систематизации, анализа и классификации информационных источников.

В рефлексивной деятельности:

· овладение умениями организации учебной деятельности (постановка цели, планирование, поиск причин, возникающих трудностей и путей их преодоления, оценивание своей деятельности, оценивание своих интересов и возможностей);

· овладение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

· овладение навыками общения.

Формы контроля знаний, умений, навыков.

Контроль результатов  обучения   осуществляется  через использование следующих видов оценки и  контроля ЗУН: входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются  различные формы оценки и  контроля ЗУН: контрольная работа (КР), домашняя контрольная работа (ДКР), самостоятельная работа (СР), домашняя  практическая работа (ДПР), домашняя самостоятельная работа (ДСР), тест(Т), контрольный тест (КТ),  математический диктант (МД), устный опрос (УО).

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме итоговой контрольной работы

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.

· Активность участия.

· Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

· Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

· Самостоятельность.

· Оригинальность суждений.

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.

Оценка "5" ставится в случае:

§ Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

§ Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

§ Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "4":

§ Знание всего изученного программного материала.

§ Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

§ Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

§ Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

§ Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

§ Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "2":

§ Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

§ Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

§ Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

§ Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

Оценка устных ответов обучающихся по математике

Оценка "5" ставится, если ученик:

§ показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

§ умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

§ самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

§ показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

§ умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

§ не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

§ усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

§ материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

§ показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

§ допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

§ не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

§ испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

§ отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

§ обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

§ не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

§ не делает выводов и обобщений.

§ не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

§ или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

§ или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

§ не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

§ полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

§ выполнил работу без ошибок и недочетов;

§ допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

§ не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

§ или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

§ не более двух грубых ошибок;

§ или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

§ или не более двух-трех негрубых ошибок;

§ или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

§ или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

§ допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

§ или если правильно выполнил менее половины работы;

§ не приступал к выполнению работы;

§ или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

Грубыми считаются ошибки:

- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

- незнание наименований единиц измерения;

- неумение выделить в ответе главное;

- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

- неумение делать выводы и обобщения;

- неумение читать и строить графики;

- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

- потеря корня или сохранение постороннего корня;

- отбрасывание без объяснений одного из них;

- равнозначные им ошибки;

- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

- логические ошибки.

К негрубым ошибкам следует отнести:

- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

- неточность графика;

- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

- нерациональные приемы вычислений и преобразований;

- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

В результате изучения курса алгебры 7 класса учащиеся должны знать/понимать:

· как используются математические формулы, уравнения, системы уравнений для решения математических и практических задач;

· как с помощью свойств функций описывать реальные процессы и приводить примеры таких описаний;

· как определяется понятие алгоритма; приводить примеры алгоритмов (описание правил и действий в различных математических преобразованиях);

· как выполняются доказательства в курсе алгебры 7 класса; проводить примеры доказательств (доказательство формул, свойств).

Уметь:

· составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одну переменную через другую;

· выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями; многочленами; разложение многочленов на множители; тождественные преобразования целых выражений;

· решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений;

· решать задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

· находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

· строить графики изученных функций.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· выполнения расчетов по формулам (на уроках алгебры, геометрии, физики); составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения конкретной формулы в учебнике, справочнике;

· моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

· интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

В результате изучения раздела «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятности» учащиеся должны знать/понимать:

§ статистические характеристики: среднего арифметического, размаха и моды, медианы и их использование для анализа и описания информации статистического характера;

§ как связаны статистические характеристики между собой и с реальной жизнью, приводить примеры статистических закономерностей.

Уметь:

§ проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

§ определять средние значения результатов измерений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

§ выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);

§ распознавания логически некорректных рассуждений;

§ записи математических утверждений, доказательств.

В результате изучения курса геометрии учащиеся должны знать/понимать:

· как распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке отрезок, луч, угол, вертикальные и смежные углы, перпендикулярные и параллельные прямые;

· как использовать язык геометрии для взаимного расположения геометрических фигур;

· как использовать признаки равенства треугольников для решения задач;

· как использовать свойства равнобедренного треугольника, прямоугольного треугольника, соотношения между сторонами и углами треугольника, теорему о сумме углов треугольника для вычисления значений геометрических фигур (длин, углов, периметров и т.д.);

· как находить на практике расстояние между двумя точками, от точки до прямой, между параллельными прямыми;

· как возникла наука геометрия и как она развивалась.

Данная программа учитывает психолого-педагогические особенности и поведенческие навыки учащихся 7-х классов.

Ребята  7а класса работоспособны, проявляют интерес к предмету, активны, инициативны, хорошо воспринимают материал. Отрицательным качеством для большинства детей является неусидчивость, которая мешает учебной работе.  Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Отношение к труду у детей разное. Есть ученики очень активные и добросовестные, которые с удовольствием выполняют поручения: Щербина В., Крылова В., Воробьёв К.,. У некоторых ребят не воспитано трудолюбие: Коробкин В., Ющенко С.,. они работают без желания, стараются увильнуть от просьбы, поручения.

Общий уровень развития учащихся 7б класса – средний. Класс, в общей массе, спокоен, адекватно реагирует на замечание одноклассников, учителей. Отношения в классе равные. Дети восприимчивы к рекомендациям старших. Позитивно относятся к учёбе, большая часть работает на уроке с интересом, но есть и дети, которые снизили учебные требования к себе: Азаматов С,.  Пассивность и ленивость свойственны Сноз И. Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом.

В целом коллектив  7в класса целеустремлен, активно участвует в учебной деятельности, включается в предложенную работу. В коллективе есть деловое сотрудничество, взаимопонимание, общественное мнение. Учащиеся одобряют хорошие поступки товарищей, например, уважительное отношение друг к  другу, к учителям. Они осуждают  за грубость, за невыполнение своих обязанностей. Есть ученики, которые считают только себя правыми, не уважают мнение других, отказываются от поручений: Исроилов Х. Лесникова Н., Белогорцев А., Данные ученики, даже если берутся за общественную работу, не выполняют её.

 

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемыми результатами основного общего образования по математике, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Виленкин, Н. Я. Математика. 5 класс : учебник / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М. : Мнемозина, 2011.

2. Жохов, В. И. Математика. 5–6 классы. Программа. Планирование учебного материала / В. И. Жохов. – М. : Мнемозина, 2011.

3. Жохов, В. И. Преподавание математики в 5 и 6 классах : методические рекомендации для учителя к учебнику Виленкина Н. Я. [и др.] / В. И. Жохов. – М. : Мнемозина, 2008.

4. Жохов, В. И. Математика. 5 класс. Контрольные работы для учащихся / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. – М. : Мнемозина, 2011.

5. Жохов, В. И. Математические диктанты. 5 класс : пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, И. М. Митяева. – М. : Мнемозина, 2011.

6. Жохов, В. И. Математический тренажер. 5 класс : пособие для учителей и учащихся / В. И. Жохов, В. Н. Погодин. – М. : Мнемозина, 2011.

7. Рудницкая, В. Н. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 1 : учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. – М. : Мнемозина, 2011.

8. Рудницкая, В. Н. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь № 2 : учебное пособие для образовательных учреждений / В. Н. Рудницкая. – М. : Мнемозина, 2011.

9. Учебное интерактивное пособие к учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда «Математика. 5 класс» : тренажер по математике. – М. : Мнемозина, 2010.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Целями изучения курса математики в 5 классе являются систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Задачи:

· овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучении смежных дисциплин;

· способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

· формировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средствах моделирования явлений и процессов;

· воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Структура курса

Курс имеет следующую структуру:

Раздел «Числа и вычисления» включает в себя работу с различными терминами, связанными с различными видами чисел и способами их записи: целые, дробные, десятичная дробь и т. д. Эта работа предполагает формирование следующих умений: переходить от одной формы записи чисел к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной); исследовать ситуацию, требующую сравнения чисел, их упорядочения; планировать решение задачи; действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой.

Раздел «Выражения и их преобразования» предусматривает ознакомление с терминами «выражение» и «тождественное преобразование», формирует понимание их в тексте и в речи учителя. Ведется работа по составлению несложных буквенных выражений и формул, осуществляются числовые подстановки в выражениях и формулах и выполняются соответствующие вычисления, начинается формирование умений выражать одну переменную через другую.

В разделе «Уравнения и неравенства» формируется понимание того, что уравнение – это математический аппарат решения разнообразных математических задач, ситуаций из смежных областей знаний, практики. Ведется работа над правильным употреблением терминов «уравнение» и «корень уравнения», решением простейших линейных уравнений и текстовых задач с помощью составлений уравнений.

Раздел «Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин» включает работу над осознанием того, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов, над умением использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; учащиеся получают представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве. Эта работа предполагает формирование следующих умений: распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, четырехугольники), изображать указанные геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи. В этом разделе учащиеся приобретают практические навыки использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 часов из расчета 5 часов в неделю в 5–9 классах. Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 5 часов в неделю, общий объем 170 часов. Учитывая важность и объективную трудность этого предмета, педагог может увеличить учебное время до 6 и более уроков в неделю за счет школьного или регионального компонентов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира математическим методом.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека.

В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.

В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И, наконец, всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.).

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умение формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивая логическое мышление.

Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную, информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в её современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности.

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представление о математике как части общечеловеческой культуры.

Содержание учебного предмета

Отбор содержания обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний, полученных учащимися в начальной школе; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; усиление общекультурной направленности материала; учёт психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возрастного периода; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала. В предлагаемом курсе математики выделяются несколько разделов.

Числа и их вычисления.

Натуральные числа. Десятичная система счисления. Арифметические действия с натуральными числами. Свойства арифметических действий.

Обыкновенные дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями.

Десятичные дроби. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление обыкновенных дробей десятичными.

Проценты. Основные задачи на проценты. Решение текстовых задач арифметическими приемами.

Выражения и их преобразование.

Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенное выражение. Вычисления по формулам. Буквенная запись свойств арифметических действий.

Уравнения и неравенства.

Уравнение с одной переменной. Корни уравнения.

Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин.

Представление о начальных понятиях геометрии и геометрических фигурах. Равенство фигур.

Отрезок. Длина отрезка.

Угол. Виды углов. Градусная мера угла.

Изучение арифметического материала начинается с систематизации и развития знаний о натуральных числах. При этом формирование теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, которая актуальна и при наличии вычислительной техники, в частности, с обучением простейшим приемам прикидки и оценки результатов вычислений. В связи с рассмотрением свойств арифметических действий специальное внимание уделяется преобразованиям числовых выражений, выполняемых с целью рационализации вычислений. Таким образом, учащиеся на доступном материале знакомятся с идеей перехода от одного выражения к другому, ему равному, что в последующем послужит основой при овладении преобразованием буквенных выражений.

Другой крупный блок в содержании арифметической линии – это обыкновенные дроби. Рассмотрение обыкновенных дробей предшествует изучению десятичных дробей, что целесообразно с точки зрения логики развертывания числовой линии: правила действий с десятичными дробями можно будет обосновать уже известными алгоритмами выполнения действий с обыкновенными дробями.

В изучении курса математики происходит знакомство с понятием процента. При обучении решению задач на проценты учащиеся овладевают разнообразными способами рассуждения, при этом они имеют возможность выбора приема и могут пользоваться тем, который кажется им более удобным. Изучение дробей и процентов опирается на предметно-практическую деятельность, на геометрическое моделирование. Широко используются рисунки и чертежи, помогающие разобраться в соответствующих задачах и увидеть путь решения. При обучении решению текстовых задач в 5 классах преимущественно используются арифметические (логические) приемы решения. Помимо текстовых задач, решаемых при отработке вычислительных умений, рассматриваются определенные их виды: задачи на движение, на уравнивание дробей, на нахождение количества выпущенной продукции, производительности труда. Такое выделение методически оправдано. Задачи на движение и задачи на совместную работу составляют значительный пласт текстовых задач, решаемых в школьной математике.

Курс 5 класса освобожден от чрезмерной алгебраизации. Буквенная символика широко используется прежде всего для обозначения чисел, записи общих утверждений и предложений. В учебнике для 5 класса представлена наглядная геометрия, направленная на развитие образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Это первый этап в изучении геометрии, который осуществляется на наглядно-практическом уровне, опирается на наглядно-образное мышление. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту. Учащиеся знакомятся с геометрическими фигурами и их конфигурациями на плоскости и в пространстве, учатся изображать их, овладевают некоторыми приемами построения фигур, рассматривают их свойства, знакомятся с геометрическими фактами. Знания, полученные учащимися в начальной школе, систематизируются и расширяются. К работе по данному учебнику для 5 класса можно переходить после любого учебника начальной школы, так как взаимосвязь с этим звеном строится на основе программы и программных требований; его можно использовать и после систем развивающего обучения: готовность школьников к восприятию нового, их познавательная активность будут поддержаны и развиты.

Результаты освоения учебного предмета

Изучение математики в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:

1) в личностном направлении:

· уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

· уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта, вырабатывать критичность мышления;

· представлять математическую науку как сферу человеческой деятельности, представлять этапы её развития и значимость для развития цивилизации;

· вырабатывать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;

· уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

· вырабатывать способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

2) в метапредметном направлении:

· иметь первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;

· уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

· уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

· уметь применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

· понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

· уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем;

· уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

3) в предметном направлении:

· овладеть базовыми понятиями по основным разделам содержания; представлениями об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

· уметь работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;

· развить представления о числе, овладеть навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

· уметь измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметра, площади и объема фигур.

Целевая ориентация настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В ____ (конкретно указывается класс) классе учащиеся в процессе обучения математике знакомятся с понятиями: натуральные числа, обыкновенные и десятичные дроби, проценты, отрезок, прямая, луч, треугольник, прямоугольник, окружность, круг, угол, формулы; учатся читать и записывать многозначные числа, десятичные и обыкновенные дроби, сравнивать числа, производить арифметические действия с десятичными и обыкновенными дробями, использовать различные приемы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритма выполнения арифметических действий, прикидку результата), моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости, разрешать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка), идентифицировать геометрические фигуры при изменении их расположения на плоскости и в пространстве; закрепляют алгоритмы действий над многозначными числами.

Формируются умения чертить координатный луч и отмечать на нем заданные числа, называть число, соответствующее данному делению на координатном луче. Осваивают умения обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера, применять буквы для обозначения чисел и для записи общих утверждений, составлять буквенные выражения по условиям, заданным словесно, рисунком или таблицей.

Кроме того, в классе ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам, к олимпиадам различного уровня. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса

1. Дополнительная литература:

1) Агаханов, Н. Х. Математика. Всероссийские олимпиады. 5–11 классы / Н. Х. Агаханов. – М. : Просвещение, 2010.

2) Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку. 5–6 классы : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – М. : Просвещение, 2010.

9) Я иду на урок математики : 5 класс : книга для учителя / сост. И. Л. Соловейчик. – М. : Первое сентября, 2010. – (Библиотека «Первого сентября»).

2. Интернет-ресурсы:

1) Я иду на урок математики (методические разработки). – Режим до-ступа : www.festival. 1september.ru

2) Уроки, презентации: www.rusedu. ru

3. Информационно-коммуникативные средства:

Единая коллекция ЦОР 5 класс. Математика.

4. Наглядные пособия:

1) Портреты великих ученых-математиков.

2) Демонстрационные таблицы по темам: «Десятичные дроби», «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», «Прямоугольный параллелепипед», «Углы», «Диаграммы».

5. Технические средства обучения:

1) Компьютер.

2) Видеопроектор..

3) Интерактивная доска

6. Специализированная мебель: компьютерный стол.

 

 

Пояснительная записка

Статус программы

Данная рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой по математике (сборник нормативных документов сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, - М.: Дрофа, 2007.) и авторской программы В.И. Жохова, Н.Я Виленкина.

Общая характеристика предмета

Курс математики 6 класса – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе заканчивается в основном обучение счету на множестве рациональных чисел, формируется понятие переменной и даются первые знания о приемах решения линейных уравнений, продолжается обучение решению текстовых задач, совершенствуются и обобщаются умения геометрических построений и измерений. Серьезное внимание уделяется обучению детей проводить рассуждения и простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. При этом учащимися постепенно осознаются правила выполнения основных логических операций над высказываниями.

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы, связанные с условиями адаптации учащихся при переходе из начальной школы и подготовкой для изучения систематических курсов различных смежных предметов.

Цели обучения предмету

Изучение математики в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

· овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

· интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

· формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

· воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 6 классе отводится не менее 170ч. За год из расчета 5 часов в неделю.

Программа рассчитана на обучение учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений.

Математическое образование в 6 классах складывается из следующих содержательных компонентов: «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Элементы логики, комбинаторика, статистика и теория вероятностей».

Таким образом, в результате изучения программного материала учащиеся получают возможность:

· развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

· развивать логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры;

· сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического  моделирования реальных процессов и явлений.

В результате изучения математики в 5-6 классах ученик должен:

знать (предметно-информационная составляющая образования):

существо понятий алгоритма; приводить примеры алгоритмов;

как используются математические формулы и уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;

как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширить понятие числа;

примеры геометрических объектов;

уметь (деятельностно-коммуникативная составляющая образования):

выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;

переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде  обыкновенной и в простейших   случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;

выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа;

округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;

пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

распознавать геометрические фигуры, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач;

осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;

решать линейные уравнения;

изображать числа точками на координатной прямой;

определять координаты точки на плоскости, строить точки с заданными координатами;

извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (ценностно-ориентационная составляющая образования) для:

решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием  при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

выполнения расчетов по формулам, для нахождения нужной формулы в справочных материалах;

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин;

анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, таблиц, графиков.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе преподавания математики в 6 классе следует обращать внимание на то, чтобы школьники овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

исследовательской деятельности, развитие идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

поиска, систематизации, анализа и классификации источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Формы контроля

Делимость   чисел

20ч

К/Р

 

Сложение  и вычитание дробей с разными знаменателями

20ч

К/Р

 

Умножение  и деление обыкновенных дробей

27ч

К/Р

 

Отношения  и пропорции

16ч

К/Р

 

Положительные  и отрицательные числа

13ч

К/Р

 

Сложение  и вычитание положительных и отрицательных чисел

11ч

К/Р

 

Умножение  и деление положительных и отрицательных чисел

10ч

К/Р

 

Решение   уравнений

12ч

К/Р

 

Координаты

на плоскости

14ч

К/Р

 

Повторение

27ч

 

Итого

170ч

 

 

 

При составлении тематического планирования были внесены следующие изменения: увеличено количество часов, за счет повторения, по следующим темам: сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (3ч); умножение и деление обыкновенных дробей; отношения и пропорции (2 часа); умножение и деление положительных и отрицательных чисел (3 часа); решение уравнений (3 часа). Основная причина увеличения часов в сложности материала для данного класса (класс слабый).

Перечень учебно-методическое обеспечения

Кл.

Кол-во часов по учебному плану

Наименование программы, автор, издательство, год издания

Вид про-грам-мы

Учебники: автор, название, издательство, год издания

10

3

Примерная  программа по математике («Сборник нормативных документов. Математика.»/ сост.: Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М: Дрофа, 2011г.).

Госуд

Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 6. Учебник для 6 класса общеобразовательных школ. /19-е изд./ - М.:Мнемозина, 2011.

Краткие методические рекомендации, средства обучения, методические и технологические аспекты управления и организации учебно-познавательным процессом.

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы контроля:

самостоятельная работа, контрольная работа, тесты,  наблюдение, зачёт, работа по карточке.

Виды организации учебного процесса:

самостоятельные работы, контрольные работы,

Система измерения результатов.

Система измерения результатов состоит из  :

· входного, промежуточного и итогового контроля;

· тематического и текущего контроля,

· административного.

Входной контроль – сентябрь

Входной контроль - проводится в начале учебного года для определе­ния уровня подготовленности к продолжению образования и как метод ис­следования на этапе констатирующего эксперимента.

Промежуточный контроль – декабрь

Цели промежуточной аттестации:

- диагностика уровня обученности учащихся по предметам;

- определение уровня освоения обязательного минимума содержа­ния образования учащимися 6-х классов;

- контроль за уровнем сформированности учебных умений и навыков.

Итоговый контроль – май

Итоговый контроль - проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - чет­верть, полугодие, год. Итоговый контроль по полугодиям в нашей школе регламентируется Положением о формах и периодичности промежуточной аттестации учащихся школы.

Тематический контроль:

 

1. Контрольная работа № 1 по теме «Делимость чисел»»

2. Контрольная работа № 2 по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

3. Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

4. Контрольная работа № 4 по теме «Умножение обыкновенных дробей»

5. Контрольная работа № 5 по теме «Деление обыкновенных дробей»

6. Контрольная работа № 6 по теме «Дробные выражения»

7. Контрольная работа № 7 по теме «Отношения и пропорции»

8. Контрольная работа № 8 по теме «Масштаб. Длина окружности и площадь круга»

9. Контрольная работа № 9 по теме «Противоположные числа»

10. Контрольная работа № 10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»

11. Контрольная работа № 11 по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел »

12. Контрольная работа № 13 по теме «Решение уравнений»

13. Контрольная работа № 14 по теме «Координаты на плоскости»

14. Контрольная работа № 15 по теме «Итоговая контрольная работа за курс 6 класса»


 


Страница 2 из 13

Главное меню

Сведения об образовательной организации
Образование
Публичный отчет
Новости
Коллегам
Учебный процесс
Наши достижения
Странички классов
Ученикам
Родителям
Конкурсы и мероприятия
Полезная информация
Мы благодарим.....
Прием в школу
Карта сайта
Школьная профсоюзная организация

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте находятся:
 24 гостей